Центральной темой повести М. А. Булгакова «Собачье сердце», написанной в 1925 г., становится стремление автора предостеречь общество от страшных последствий вторжения человеческого разума в мир природы. Все попытки усовершенствования мира, все революционные преобразования, особенно если они отдают власть в руки бывших Чугункиных, несут в себе опасность. Представление нового режима большевиков на страницах романа М. А. Булгакова осуществляется в традициях русской сатирической школы. Повесть сочетает в себе жанровые традиции фантастического произведения, элементы антиутопии.
В основе сюжета лежит ироническая трансформация библейской темы преображения, которая на страницах повести М. А. Булгакова превращается в историю о научном эксперименте, проведенном профессором Преображенским (фамилия героя становится говорящей) и доктором Борменталем над бездомной собакой Шариком. Ей вживили гипофиз уголовника и бузотера Клима Чугункина в надежде, что данная операция станет шагом к открытию человеческого бессмертия. Однако опыт дал страшные результаты: милый Шарик, получив власть и поддержку домкома Швондера, превращается в наглого и жестокого хама, примитивность мышления которого не поддается воспитанию и обучению. Лишь «уроки» представителя пролетариата Швондера быстро усваиваются Полиграфом Полиграфовичем Шариковым.
Гротеск становится ведущим приемом создания сатирического изображения в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Все в образе Шарикова, начиная с его имени, «наследственной» фамилии, внешнего вида, манер и заканчивая его умозаключениями («Да что тут предлагать… А то пишут, пишут… конгресс, немцы какие-то… голова пухнет! Взять все да и поделить…»), — представляет сатирическое обличение бездуховного мира «нового» человека, не имеющего ни воспитания, ни внутренней культуры. Этот персонаж нового времени и не стремится к развитию, его больше заботят вещи сугубо примитивные, материальные. Аппетиты бывшего Шарика растут по мере того, как он осознает себя частью победившего класса. Противопоставление представителей интеллигенции тупой серой массе придает повести черты сатирического памфлета.
Любопытна и сама антитеза Шарик — Шариков. Первый не жалует жестоких людей, замирает при звуках арии из «Аиды», второй же демонстрирует безнравственность и невежество. Детали портрета и поведения Шарика-Шарикова углубляют контраст. Не менее гротесково представлен в повести и председатель домового комитета Швондер. Декларативная, лозунговая речь (с постоянными повторами) этого персонажа демонстрирует скудоумие и крайне малый словарный запас: «Мы — управление дома, — с ненавистью заговорил Швондер, — пришли к вам после общего собрания жильцов нашего дома, на котором стоял вопрос об уплотнении квартир дома». Несоответствие реальности с провозглашаемыми лозунгами вносят диссонанс в столь «светлое будущее». Спевки, которые с завидной регулярностью проводятся в доме, мало похожи на песни счастливых людей. Это начало «разрухи в головах», о которой говорит профессор Филипп Филиппович Преображенский: «Все будет как по маслу. Вначале каждый вечер пение, затем в сортирах замерзнут трубы, потом лопнет котел в паровом отоплении, и так далее. Крышка Калабухову!»
Прием «раздвоения героя» и фантасмагорического превращения Шарикова сближает повесть М. А. Булгакова с традициями немецких романтиков, в произведениях которых соединяются реальность и фантастика. Полученное пространство позволяет представить авторскую идею емко и выразительно, а образы обретают символическое значение. Так, например, в «Собачьем сердце» символично звучат многие детали: фамилия профессора — Преображенский, квартира, в которой происходит эксперимент, находится на Пречистенке (ассоциация с образом Пресвятой Богородицы), потоп в квартире и др. Сатира позволяет писателю представить «шариковщину» как явление не только социального, но и морального плана, предупреждает о страшных последствиях научных и исторических экспериментах по «улучшению» человека.