В направлениях современной науки, которые наследуют энгельсовской редакцией идей Маркса, человек, во-первых, изучается как представитель биологического вида; во-вторых, он рассматривается как член общества; в-третьих, изучается предметная деятельность человека, в-четвертых, изучается динамика развития человека как конкретного единичного существа. Одним из признанных подходов к человеку был предложен классиком советской психологии Б.Г. Ананьевым. Он выделил в системе человекознания четыре понятия: индивид, субъект деятельности, личность и индивидуальность.
Индивид – это человек как единичное природное существо, представитель вида. В данном случае подчеркивается биологическая сущность человека.
Другое понятие, характеризующее человека как объект реального мира, – «личность». Под личностью понимают индивида как субъекта социальных отношений и социальной деятельности; существуют, конечно, и другие толкования этого понятия, но все они сходятся в одном: понятие личность характеризует человека как социальное существо.
Следующие понятие, которое выделил Ананьев при изучении человека, – «субъект деятельности». Это понятие занимает промежуточное положение между понятиями «индивид» и «личность». Субъект деятельности соединяет в единое целое биологическое начало и социальную сущность человека.
Человек – это биосоциальное существо, наделенное сознанием и способностью к деятельности. Объединение этих трех уровней в одно целое формирует интегральную характеристику человека – его индивидуальность.
Индивидуальность – это совокупность психических, физиологических и социальных особенностей конкретного человека с точки зрения его уникальности, своеобразия и неповторимости. Структурная организация человека носит многоуровневый характер и отражает его природную и социальную сущность. Поэтому не удивительно, что существует значительное число наук, изучающих человека и его деятельность.
Человек — филогенетически сложившийся вид, в котором биологическое и социальное находится в единстве. Биологическая составляющая – индивид – это сочетание природных, генетических свойств, развивающихся в истории развития человека как вида (онтогенезе). Социальная составляющая – личность – носитель свойств, определяющих социальную природу человека. Личность совершает свой жизненный путь в единстве процессов онтогенеза и социализации. Индивидные и личностные свойства каждого человека неповторимы. В этом – суть индивидуальности, которая реализуется в процессе деятельности человека (труда, общения, познания). Человек не только отражает влияние природы, общества и человечества, он носитель нового качества – единства проявления исторических, социальных и природных свойств. Развитие природы, общества и человечества через образование новых целостностей обеспечивается именно этим качеством.
Существует определенная взаимосвязь между системой фундаментальных ценностей, потребностей общества и деятельностью человека, так как культура не только интегрирует человека в социальную систему, но и прививает ему определенные потребности, интересы.