Каждое философское учение так или иначе сталкивается с проблемой единства мира, выводя его либо из единства материи - тогда это материализм, либо из духовного начала – идеализм. Все это виды монизма, ибо монизм - это способ рассмотрения многообразия явлений мира, исходящий из одного начала, единой основы (субстанции) всего существующего и построения теории в форме логически последовательного развития исходного положения. Противоположности монизма – дуализм, признающий два независимых начала, и плюрализм, исходящий из множественности начал.
1. Главную проблему философии монизма составляет понимание взаимоотношения материального и идеального, предполагающее решение основного вопроса философии. Идеалистический монизм сталкивается с принципиально неразрешимой задачей рационального обоснования «сотворения» мира сознанием и противоречит данным естествознания и логике.
2.Дуализм - это учение, исходящее из признания равноправными, несводимыми друг к другу двух начал – духа и материи, идеального и материального. Термин дуализм был введен немецким философом Х.Вольфом и обозначал признание двух субстанций: материальной и духовной. Крупнейший представитель дуализма – Декарт(1596-1650) (хотя он не использовал этот термин), который разделил бытие на мыслящую субстанцию (дух) и протяжённую (материю); проблему взаимоотношения этих двух субстанций в человеке ( физическую проблему)
3. Плюрализм - философская позиция, согласно которой существует несколько или множество независимых и несводимых друг к другу начал или видов бытия. Понимание действительности до возникновения точного естествознания было связано с выдвижением разнородных начал (напр., «четырёх стихий» – земли, воды, воздуха и огня). Наука и философия нового времени, стремящиеся выявить внутренние связи явлений, свести качественное многообразие явлений к единым основаниям, в принципе отвергали плюрализм.
В основе учении Спинозы о природе, лежит учение о субстанции, которую он отождествляет с Богом, то есть с природой. Субстанция бесконечна в пространстве и вечна во времени. Субстанция, по определению, неделима: делимость — лишь видимость конечных вещей. Любая «конечная» вещь (конкретный человек, цветок, камень) является частью этой субстанции, её модификацией, её модусом.
Атрибут — то, что составляет сущность субстанции, её фундаментальное свойство. Нам известно только два атрибута — «протяжение» и «мышление», Атрибуты совершенно независимы, то есть не могут влиять друг на друга. Однако как для субстанции в целом, так и для каждой отдельной вещи выраженность существования через атрибут протяжения и мышления согласуются.
Сущность субстанции состоит из составляющих, которые называются атрибутами. Богу, то есть природе, присуще бесконечное число атрибутов, но наше познание сводится к двум из этого бесконечного числа атрибутам. Первый из них определяет телесную субстанцию - это атрибут протяженности. Спиноза истолковывает протяженность в физическом смысле, как отрицание пустоты. Однако субстанция, согласно Спинозе, не сводится к протяженной материи, так как ей присущ еще и атрибут мышления. В этом главное отличие учения Спинозы от учения Декарта, который разделял две совершенно разные субстанции - протяжение и мышление, связь между которыми совершалась высшим существом (Богом), стоящим вне обеих этих субстанций. Декарт, при всем рационализме, остался на позициях религии в этом решающем пункте, так как у него сохранилось понятие о Боге как о личном существе, Спиноза же отрицает существование Бога как конкретной личности.
Таким образом, существует только одна субстанция, которая есть Бог. Данная субстанция – Бог: свободная, ибо существует и действует по своим законам; вечная, потому что существование заключается в ее сущности и является единственно