В современной философии, как и во всей предшествующей истории философии, проблема бытия является фундаментальной. Все остальные философские проблемы имеют смысл и значимость постольку, поскольку на них падает отблеск бытия. Занимаясь поисками определения бытия, философия отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, выявляет особый характер мышления как особого способа жизни, в котором может открыться бытие.
Вопрос о смысле бытия в его всеобщности у Хайдеггера не выглядит как задача естествознания и вообще науке об "объективной реальности"; он переходит к объяснению "Я" в отношении к собственному бытию, которое развертывается и раскрывается в поле феноменов предметного бытия. Философия Хайдеггера, таким образом, уходит (отстраняется) от объяснения бытия в естественно-научном понимании этого явления.
Вопрос о смысле жизни занял центральное место в творчестве Камю. А. Камю решает его парадоксально: утверждая, что мир абсурден, хаотичен, а потому вера в смысл жизни также абсурдна, он все-таки находит смысл жизни в бунте против абсурда. Отвечая на вопрос, что значит жизнь в абсурдном мире, он пишет, что вера в смысл жизни всегда предполагает шкалу ценностей, выбор, предпочтение, а вера в абсурд, учит нас прямо противоположному: жить в полную меру
Человек, по А. Камю, сам является своей единственной целью: Главное -- исчерпать то, что возможно. Эта позиция характерна и для других философов-экзистенциалистов. Они связывают предназначение человека, «подлинное человеческое существование» с полнотой переживания собственной жизни, с поисками и проявлением уникальной Самости личности через бунт, борьбу, любовь, страдания, парение в мысли, творчество, радость самореализации.
Поиск смысла жизни индивидуален для каждого размышляющего над ним человека. Экзистенциальное понимание смысла жизни противостоит стремлениям навязать «окончательно открытое» кем-то царство истины и смысла.