пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Предмет, объект и метод социологии

  1. {Понятие о социологии и её структуре.}
    Социология— это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях. Социология изучает общество, раскрывая внутренние механизмы его строения и динамики, массовое поведение людей, а также отношения между личностью и обществом.
    Социология – наука новая, молодая. Термин «социология» впервые употребил французский философ Огюст Конт (середина 19в).
    Объект исследования социологии – это все то, что требует исследования актуальных проблем или совокупность связи и отношения, т.е. социальная система. Объектом социологии являются:

-общество как целостная социальная реальность;

-социальные организации;

-социальные институты;

-социальные взаимодействия;

-социальные явления;

-социальные процессы;

-социальные отношения;

-социальные общности;

-социальные субъекты.

Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т.е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.
Структура социологии.  Социология имеет 3х уровневую структуру:

  • Теоретическая социология — социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания[7]. Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.
  • Эмпирическая социология — это совокупность исследований, основанных на методических и технических приёмах и методах сбора, обработки и анализа (описания) первичной социологической информации. Эмпирическую социологию нередко называют социографией, подчёркивая описательный характер этой дисциплины, или доксографией, поскольку основная её функция видится в изучении общественного мнения, мнений и социальных настроений отдельных социальных групп и общностей, массового (коллективного) сознания и поведения.
  • Прикладная социология — область науки, наиболее приближенная к практике, ориентированная на использование полученных социологических знаний для решения жизненно важных практических задач общества.

Таким образом, современная социология - это наука, которая изучает исторически определенные социальные системы, структуры, элементы и условия их существования, а также социальные процессы, механизмы действия и формы их проявления в деятельности личностей, больших и малых социальных групп.

2. {Законы и категории социологии.}
Особенность социологии как науки состоит в том, что социальные связи и отношения изучаются на уровне социальных законов и закономерностей.
Социальный закон — это выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего, связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий.

В современной социологии сложились такие группы законов: 1- общие или философские, 2- социальные или законы причинно-следственных связей, 3- специфические.
Специфические законы делятся на 5 категорий:

— законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление Б. Так, индустриализация и урбанизация общества определяют сокращение занятых в сельском хозяйстве населения.

— законы, устанавливающие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Изменение характера производительных сил требует изменения отношений производства.

— законы, устанавливающие связь между социальными явлениями. Законы функциональные. Они выражают связь между основными элементами социального объекта, что определяет характер его функционирования.

— законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов.

— законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями. Уровень бракоразводов в различных странах повышается и колеблется вместе с экономическими циклами.
Соц-я за период своего становления сформировала понятийно-категориальный аппарат.
Понятийно-категориальный аппарат – это универсальные термины, направленные на осмысление социальной действительности. К базовым категориям относят : социальное действие, соц. взаимодействие, соц. отношение, соц. система/группа, соц. статус/роль.

{3. Методы и функции социологии}

Социальная функция – это роль, которую выполняет тот или иной элемент социальной системы (социальный институт, социальный процесс, социальные действия и др.) в обществе или социальной общности.
Классическая социология выделяет 3 основных функции: 1- теоретико-познавательная, 2- практично-политическая, 3- идейно-воспитательная.
Современная социология как наука о социальных закономерностях развития общества выполняет достаточно широкие функции:
1. Познавательная – определенный способ познания социального объекта в целях его преобразования.
2. Прогностическая – выработка научно обоснованных прогнозов о тенденциях (перспективах) развития общества, социальной общности, личности.
3. Функция социального проектирования и конструирования – разработка модели конкретной организации (социального процесса) с оптимальными параметрами ее функционирования.
4. Организационно-технологическая – создание социальных технологий, определяющих порядок и правила практических действий по совершенствованию социальной организации (социальной структуры, социальных отношений и т. д.).
5. Управленческая – использование результатов социологических исследований для разработки и принятия управленческих решений.
6. Инструментальная – совершенствование имеющихся и разработка новых методов исследования социальной реальности.
7. Идеологическая – использование социологических исследований в пропаганде своих идей и критике других.
 

Метод – это способ или путь получения новых знаний.
В социологических исследованиях различают методы теоретические и эмпирические (практические).
1. Теоретические методы или  общенаучные – этими методами пользуются все без исключения научные дисциплины: химия, математика, физика, астрономия, история и др.
К теоретическим методам относятся:
Абстрагирование - восхождение от конкретного к абстрактному, от эмпирического к теоретическому. Этот метод включает три способа применения:
абстрагирование посредством отвлечения (рассмотрение отдельных черт или свойств объекта без связи с другими и объектом в целом);
абстрагирование посредством отождествления (изучение объекта на основании ограниченного набора его признаков, является определенным его упрощением и обобщением);
абстрагирование посредством идеализации (умственное конструирование идеальных объектов).
Системно-структурный метод - рассматривает объект познания как систему, состоящую из структурных элементов с определенными функциями. Каждое социальное явление представляет собой сложную систему, которая, одновременно, является структурным элементом другой, более широкой системы и состоит из элементов, которые, в свою очередь, являются системами с другими структурными элементами.
Сравнительный (компаративный) метод - это установление сходства и различия, основанного на основании совпадения или несовпадения определенных признаков объектов.
Типологический метод - группирует факты в качественно определенные типы на основании присущих им общих признаков.
2. Эмпирические методы (практические). Именно эти методы составляют научный аппарат для изучения конкретных социальных событий и фактов.
При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет по два основных вида: опрос (анкетирование и интервьюирование), анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ)), наблюдения (не включенное и включенное), эксперимент (естественный и искусственный).    

{4. Связь социологии с другими науками.}
Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции не взаимодействуя с другими науками.

1) Социология и философия. Сходство в объекте заключается в том, что обе науки осмысливают своеобразие общества, его отличие от природы и следуют цели его существования и развития. Предмет социальной философии, в отличие от социологии, заключается в изучении общественной жизни с точки зрения, мировоззренческих проблем, главные из которых – смыслообразующие. Философия рассматривает общество в более широком смысле, как специфическую часть всего мироздания, а поэтому и описывает его с помощью предельно общих понятий, категорий, т.е. законов, действующих и в природе, и в обществе, и в человеческом мышлении.

2) Социология и психология. Сфера психологии – изучение индивидуального «Я», т.е. выявление индивидуальных психологических особенностей (инстинкты, желания, темперамент), психику человека как неповторимый уникальный мир. Сфера социологии – проблема межличностных взаимодействий, взаимодействие личности и групп, в личности социолога интересуют ценностные ориентации, его социальные позиции.

3) Социология и история. Общим предметом данных наук является анализ социальных фактов – общей проблемой необходимость учитывать как наличие определенных социальных закономерностей, так и существования индивидуальных процессов, которые влияют на направление развития общества.

4) Экономика и социология. Общее в этих науках – понимание того, что материальное производство и экономическая деятельность человека, это основные формы деятельности общества. Экономика изучает формы математического производства и его средства. Социология изучает положение человека в этих экономических условиях; каковы отношения между людьми в разных экономических условиях.

5) Социология и политология. Политология изучает политическую сферу, политической структуры, режимы, влияние государства на общество. Социология исследует политическую сферу через призму отношений между людьми и полагает, что выявить закономерности политической жизни, можно только учитывая особенности общества как социальной системы.
Таким образом, частные науки (экономическая теория, политология, юридические дисциплины и т.д.) рассматривают отдельные сферы и стороны жизни с точки зрения их внутренних, специфических законов. В социологии же они исследуются не сами по себе, а как предпосылки, условия и средства социальной деятельности, поведения и отношений.

{5. Причины возникновения социологии.}
1. –Резкий скачок развития промышлености (Англия, Франция):
- приток людей в города;
- возникновение класса рабочих.
2. – Ускоренное развитие общества:
- изменения в жизни одного поколения (было – стало);
- это породило сомнение стабильности социального устройства мира;
- а так же привело к осмыслению проблем развития общества.
3. Резко увеличилось население Европы:
- в течение 12 веков – 180 млн жителей;
- с 1800 – 1914 г. – 460 млн
4. Изменилась интенсивность темпа жизни:
- неясность будущего
- развитие новых концепций социального устройства.
5. Экономические причины усилили осмысление соц-го устройства:
- жизнь общества подчинили экономическим законом,
- произошло становление экономики как науки.
6. Увеличился товарооборот развитых стран Европы.
7. Большую роль в возникновении социологии сыграли интеллектуальные причины:
- накопились информация и знания простых фактов, требующих осмысления.

{6. Огюст Конт}
О. Конт – французский мыслитель 19 века - дал название науки об обществе. Первоначально для обозначения науки Контом был применен термин «социальная физика», однако увидев, что такой подход к  науки может вызвать сведение ее к простой статистике, Конт применил термин «социология».
Конт отрицательно относился ко всему негативному, разрушительному, критическому. Категория позитивного, созидательного становится главной в его мировоззрении.
Контовский позитивизм включает 5 элементов: реальность, полезность, достоверность, точность, созидательность. Одно из главных открытий Конта – закон «трех стадий». Согласно этому закону, человек, общество и человечество в своем развитии неизбежно проходят три стадии:

1) фиктивная стадия: человеческий разум стремится к абсолютному знанию;

2) абстрактная стадия: человеческий разум объясняет явление не посредством сверхъестественных факторов, а посредством абстракций;

3) научная стадия: действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. Именно на этой, высшей стадии формируется истинная, т. е. позитивная наука, цель которой – познание не фактов, а вытекающих из них законов.

Взгляд Конта на социальную реальность имеет характерную особенность: Конт не делает различия между обществом и человечеством. Человечество рассматривается как расширенное общество, как высшая форма социальной реальности.

В творчестве Конта переплетались 2 типа этики: научная и социально-практическая. С одной стороны, Конт провозгласил социологию наукой объективной и строгой. С другой – социология оказалась не просто наукой, а мировоззрением, призванным практически преобразовывать всю общественную жизнь, включая политику, мораль, религию и т.д. Конт выделяет 3 главных метода новой науки: чистое наблюдение, эксперимент; сравнительный метод. С точки зрения Конта, социология делится на
 - социальную статику (социальная «анатомия», «порядок и прогресс», цель – познание законов социального порядка)  и
 - социальную динамику (социальная «физиология», «порядок и прогресс», изучает законы социального прогресса).
Основной фактор, обуславливающий порядок в социальной системе – солидарность. В теории Конта консенсус – основной компонент социальной статики.
Таким образом, Конт внес серьезный вклад в развитие социологии: он обосновал ее необходимость и возможность, внес вклад в формирование парадигм о социальной реальности, внес значительный вклад в профессиональную этику социологии.

{7.  Э. Дюркгейм.}
Дюркгейм стремился, прежде всего, к увеличению автономии социологии от других наук, что создало возможность для выделения предмета социологии. Он стремился объяснять все феномены, явления общественной жизни только с точки зрения социологии, что привело к появлению социологизма, который представляет собой такой научный взгляд на общественные явления, когда другие научные дисциплины, кроме социологии, не рассматриваются или при наличии разных позиций выводы делаются в пользу социологической точки зрения.
Существенной заслугой Дюркгейма в социологии является открытие коллективного сознания, которое появляется в ходе вхождения индивида в социальные группы. Включаясь в систему социальных отношений, люди объединяются на основе солидарности в отношении достижения общих целей. Дюркгейм различает механическую и органическую виды солидарности членов общества или социальной группы.
Он также является основателем социологического реализма и структурного функционализма.  Основатель социологии религии. По Дюркгейму основу социальной жизни составляют социальные факты, не сводимые ни к экономическим, ни к психологическим, ни к физическим факторам действительности и обладающие рядом самостоятельных характеристик. Их главные признаки — объективное, независимое от индивида существование и способность оказывать на индивида давление — «принудительная сила». Согласно принципу социального детерминизма он при изучении общества требовал объяснять «социальное социальным». Широко известны работы «Самоубийство» и «Метод социологии».
Учение Дюркгейма об обществе легло в основу многих современных социологических теорий и, прежде всего, структурно-функционального анализа.

{8. Зиммель, Вебер.}
М. Вебер. Одной из важных заслуг Вебера  считают выделение элементарной частицы поведения индивида в обществе — социального действия, которое является причиной и следствием системы сложных взаимоотношений между людьми. Это действие, согласно учению Вебера, имеет внутренний смысл, то есть оно рационально. Данное открытие привело к появлению целого научного направления, которое получило название понимающей социологии.
Много внимания Вебер уделял такому важному социальному феномену как отношения власти в обществе. В свете властных отношений Вебер рассматривал структурные единицы общества, особенно социальные организации. Ему удалось разработать оригинальную модель стратификации общества (то есть разделения части, отдельные слои, группы), связать культуру общества с ее экономикой и политическим устройством.
Г. Зиммель . Основоположник «формальной социологии». Общество для Зиммеля — это совокупность форм взаимодействий (форм социации), а поэтому они должны исследоваться сами по себе, а не как функциональные элементы целого. Главный объект исследования Зиммеля — обобществление или взаимодействие, и оно первично по отношению к обществу.
Вместе они отметили, что соц-я пограничная наука, берущая лучшее от других. Выделили существование 2х типов наук: 1- естественные – о природе, 2- гуманитарные – о культуре. Пересмотрели предмет соц-и (отвергли понятия народ, общество, человечество). Сформировали методологические принципы социологического знания.

{9. Макрс, Энгельс.}
Маркс.  Разработал теорию классов и классовой борьбы, теорию общественно-экономических формаций и теорию капитализма.
Общество по Марксу антагонистично, то есть противоречиво. Противоречия возникают из-за частной собственности: классы Маркса — это «Социальные группы, находящиеся по отношению друг к другу в неравном отношении и борющиеся».
Термин «Формация» заимствован из геологии. По Марксу — это ступень развития общества. Структура общественно-экономической формации: в основании лежит способ производства (экономика). Затем — надстройка: право, политика, религия, наука. Классификация формаций осуществляется по способу производства в обществе. По Марксу формации в обществе сменяются последовательно, путём революции. Формации — первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и, в итоге, коммунистическая
Маркс рассматривал общество как систему связей и отношений между индивидами, как результат трудовой деятельности людей, он ввёл в социологию системное видение общества, заложил основы конфликтной модели общества. 
Таким образом, Маркс, впервые представил общество как продукт исторического развития, как динамично развивающуюся структуру. Он обосновал возникновение социального неравенства и связал это с социальной структурой общества.

Создав вместе с Марксом диалектический материализм и научный коммунизм, Ф. Энгельс в ряде своих произведений  изложил марксизм как цельное мировоззрение, показал его составные части и теоретические источники. Разрабатывая совместно с Марксом учение об общественно-экономических формациях, Энгельс раскрыл ряд специфических закономерностей первобытнообщинного строя, античного и феодального обществ, возникновения в них частной собственности и классов, формирования государства. Энгельс уделил значительное внимание вопросу о взаимоотношении экономического базиса, политической и идеологической надстроек. Он подчеркивал необходимость конкретного раскрытия огромного воздействия на жизнь общества политики определенных классов, их борьбы за политическое господство, правовых отношений, идеологии.

 

{10. Американская социология.}

На первом этапе становления социологии центром развития науки были три страны: Франция, Германия и Англия. Однако уже в 20-е гг. XX в. центр социологических исследований смещается в США. Огромную роль в этом процессе сыграла  помощь государства и поддержка большинства университетов. В этом и было главное различие от европейской социологии, которая в основном развивалась на инициативной основе. В США социология изначально складывалась как университетская наука. Если в Европе социологи старались создать универсальные теории, отражающие все аспекты общественной жизни, и использовали для этого общефилософские методы познания, то в США уже в 1910 г. было проведено более 3 тыс. эмпирических исследований. Главным предметом этих исследований было изучение процесса социализации людей к новым социальным условиям.  Наиболее известным из таких исследований стала работа Ф. Знанецкого . Другим предметом эмпирических социологических исследований в США были проблемы труда и управления. Главным исследователем в этой области стал Ф. Тейлор. Другим исследователем, значительно обогатившим теоретический и эмпирический материал социологии труда и управления, стал Э. Мэйо. Под его руководством в условиях  экономического кризиса в странах США и Западной Европы были проведены Хоторнские эксперименты. В результате проведения этих исследований было установлено, что главное влияние на производительность труда оказывают психологические и социально-психологические условия трудового процесса. На основе этих же экспериментов социологами была разработана доктрина «человеческих отношений». Другим отличием американской социологии от европейской является ее связь с социальной психологией. Вместо философской субстанции американцы делали акцент на поведении и действии. На границе социологии и социальной психологии была создана концепция потребностей А. Маслоу. Ученый разделил все человеческие потребности на базисные (в пище, воспроизводстве, безопасности, одежде, жилище и т. д.) и производные (в справедливости, благополучии, порядке и единстве социальной жизни).


{12. Понятие и эволюция общества. Теории его происхождения.}
В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле. В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные понятия не могут считаться полными, так как в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.
Так, Э. Дюркгейм определял общество как сверхиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях. С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных действий. По К. Марксу общество – это живой организм, зависимый от подсистем и отношений между ними.              Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.
Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные черты. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил Э. Шилз:
1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;
2) браки заключаются между представителями данной общности;
3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;
4) оно имеет свою территорию;
5) у него есть самоназвание и своя история;
6) оно обладает своей системой управления;
7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;
8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.
Таким образом, общество - это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей. Каждый элемент социальной системы состоит во взаимодействии с другими, играет определенную роль и занимает опред место.
Теории происхождения общества:
1) Инструментальная – объясняется изобретением металлического орудия труда, кот способствует расслоению родовой общины и появлению социального неравенства.
2) Сексуальная – естественная необходимость регулирования демографических процессов привела к формированию общин, взявших на себя контрольные функции.
3) Кратическая (власть, сила, разум) – сила, разум распределяется природой неравномерно. Точно так же и другие психо-физические особенности, что позволяет более приспособленным управлять и манипулировать людьми. Такая категория людей превратилась в элиту и стала использовать власть в целях присвоения общих ресурсов.
4) Гендерная – основана на распределении ролей между мужчинами и женщинами, признавая монополию женщин на воспроизводство и воспитание потомства, что не удовлетворяет значимость мужчин в обеспечении этих процессов, это побудило мужчин создать монополию на власть и распределение общих ресурсов.
5) Семантическая – признает физическую и психологическую слабость человека как существа. Именно биологическая уязвимость толкает людей на объединение с целью выживаемости, в результате чего и был создан коммуникативный мир – общество.

{13. Типология общества и типы обществ.} это классификация на основе важных и существующих признаков, отличающих одно общество от другого.
Самую первую типологию обществ предложили Платон и Аристотель. Согласно их взглядам все общества можно разделить по формам государственного устройства на монархии, тирании, аристократии, олигархии, демократии.
В современной социологии выделяют тоталитарные (государство определяет все основные направления социальной жизни), демократические (население может влиять на государственные структуры) и авторитарные общества (сочетающие элементы тоталитаризма и демократии).
В рамках марксизма основой для классификации обществ является способ производства материальных благ. На этом основании выделяются :
1) первобытнообщинное общество, которое характеризуется примитивно-присваивающим способом производства;
2) азиатское общество, отличающееся особым видом коллективной собственности на землю;
3) рабовладельческое общество, специфической чертой которого является собственность на людей – рабов и продукты их труда;
4) феодальное общество, основанное на эксплуатации прикрепленных к земле крестьян;
5) буржуазное общество, в котором происходит переход к экономической зависимости формально свободных работников наемного труда;
6) коммунистическое общество, которое возникает в результате установления равного отношения всех к собственности на средства производства путем ликвидации частнособственнических отношений.
Согласно другой типологии, которая сегодня занимает ведущее место в социологии, можно выделить традиционное, индустриальное и постиндустриальное общества.
Традиционное общество – это общество с аграрным укладом, малоподвижными структурами и способом социокультурной регуляции, основанным на традициях. В основе теории индустриального общества лежит идея о том, что в результате промышленной революции происходит изменение традиционного общества в индустриальное. Основным изменением индустриального общества и превращения его в постиндустриальное принято считать развитие вычислительной и информационной техники.
Подводя итог, необходимо отметить, что существует множество подходов к классификации обществ. При этом среди них не существует единственного общепризнанного. Это подчеркивает актуальность рассмотрения данного вопроса.

 

 

{19. Социология личности.}
Соц-гия личности – самостоятельная отрасль социологических знаний, предметом которых является личность как субъект и объект отношений.
С.л. – это предмет научных поисков для таких ученых как: Демид, Званецкий, Томас, Фрейд, Андрущенко, Головаха, Панина.
Основные проблемы соц-и личности:
- изменение черт личности
- тенденции и условия жизнедеятельности личности
- регуляция и саморегуляция личности.
Личность – устойчивая система социально значимых черт и особенностей человека, реализация в процессе социальных связей через активную предметную деятельность и  общение.
Личность как объект социальных отношений характеризуется как:
- социализацию
- соц. идентификацию – осмысление личностью своей принадлежности к какой-либо группе.
Личность как субъект характериз как:
- самоосмыслением себя
- системой ценностных ориентаций
- потребностями
- социальными установками и поведением.
Человек – биосоциальное существо, высшее звено эволюции.
Индивид – тип мышления и мировоззрения, при котором индивид противопоставляет себя обществу.
К социальным чертам личности относят:
- социал. Статус и роль
- чувства, мысли, убеждения
- профессиональные задатки и умения
- идентификация себя с группой.
В структуре личности социологи выделяют 4 подсистемы: 1- биологическая (пол, возраст, раса, анатомическое строение), 2- психологическая (воля, память, интеллект, эмоции), 3- социальная (традиции, мораль, право, обычаи), 4- направленность личности (мотивы, желания, ценностные ориентации).
Социальный статус личности – это место в структуре общества. Он бывает: приписанный или рожденный (достигнутый без усилий или желаний человека), приобретенный или достигнутый (благодаря собственным усилиям индивида). Так же он подразделяется на общественный и личный.
Социальная роль – динамичная характеристика индивида, модель поведения, ожидаемая в обществе.
Девиантное поведение – это поведение индивида или социальной группы, не отвечающих общим нормам и правилам, принятым в обществе.

 

{21. Социальные движения и их природа.}

Социальные движения - совокупность коллективных действий большого количества людей, направленных на поддержку определенных социальных процессов и изменений или на противодействие им.
На социальные движения влияют такие факторы:  1. Изменение социального статуса.   
2. Утрата семейных ценностей.  3. Маргинальность.  4. Социальные изменения.
Социальные движения, с одной стороны, могут нагнетать напряженность и конфликты в обществе, с другой - быть средством и инструментом их преодоления. Они всегда высокодинамичные, но не устойчивы. Появляются в связи с определенными причинами и прекращают свое существование после их исчезновения. Социальные движения не имеют своей организации. Однако, если социальное движение достигает стадии формальной организации, где действуют установленные правила и нормы поведения, оно превращается в организацию.

В своем развитии социальные движения проходят несколько стадий:
1. Возникновение - доминируют социальная неудовлетворенность определенными аспектами жизни, чувство социальной несправедливости, неуверенности.  
2. Объединения - озабоченность людей определенной проблемой настолько фокусируется на конкретных социальных объектах, что побуждает их к активным действиям.
3. Формализация и бюрократизация - этой фазы достигают далеко не все движения. Они повышают эффективность деятельности движения, популярность лидеров.
4. Распад или исчезновение - под влиянием внутренних и внешних условий, по достижении своих задач, или исчезновения причин, обусловивших появление движения, он распадается или же превращается в социальный институт или организацию.

Поскольку общественные движения являются динамическими, их непросто классифицировать. Целью общественных движений могут быть социальные перевороты. Одни движения преследуют ограниченные по масштабу цели (движение за спасение редких животных), другие отличаются необычайной широтой (движение за запрещение ядерного оружия). Экспрессивные движения возникают вследствие пребывания людей в рамках ограниченной социальной системы, которая их не удовлетворяет.
Движения сопротивления возникают среди людей, не принимающих общественные изменения.
Т.о. общественные движения направлены на стимулирование и сдерживание общественных процессов и зависят от характера мировых и региональных процессов и преобразований.

 

 

{15. Понятие социальной структуры}

Огромное значение в системном анализе имеет структура. Понятие "структура" означает совокупность относительно устойчивых социальных общностей людей, определенного порядка их взаимодействия и отношений.

Социальная структура - это "определенный способ связи и взаимодействия индивидов, занимающих определенные позиции (статус) и выполняющих определенные социальные функции (роль) в соответствии с принятой в данной социальной системе совокупностью норм и ценностей."

Если попытаться конкретизировать данное понятие, то его можно представить следующим образом:

Социальная структура предполагает:

1) устойчивые взаимосвязи.

2) регулярность, повторяемость этих взаимодействий;

3) наличие уровней, согласно значимости элементов, входящих в структуру;

4) динамичный контроль за поведением элементов.

Перечисленные факторы оказывают определяющее значение в создании и поддержании всего общества и его составных частей.

     Любое общество представляет собой внутренне расчлененное на различные группы, слои и национальные общности. Все они находятся между собой в состоянии объективно - обусловленных связей и отношений - социально - экономических, политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей и отношений они и могут существовать, проявляться в обществе. Это обуславливает целостность общества, его функционирование как единого социального организма..

Можно сказать, что:

Социальная структура общества представляет собой совокупность тех связей и отношений в которые вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.

В основе развития социальной структуры общества лежат общественное разделение труда и отношения собственности на средства производства и его продукты.

   К основным элементам социальной структуры общества можно отнести:

классы, которые занимают различное место в системах общественного разделения труда, отношений собственности на средства производства и распределения общественного продукта;

жителей города и деревни;

представителей умственного и физического труда;

сословия;

социально - демографические группы (молодёжь, женщины и мужчины, старшее поколение);

национальные общности (нации, народности, этнические группы).

     В широком смысле под социальной структурой понимается строение общества в целом, совокупность устойчивых связей между его основными функциональными сферами (экономикой, политикой, культурой и другими), выступающей как совокупность форм социальной организации и деятельности. В этом случае её элементами являются отдельные сферы общественной жизни и соответствующие им социальные институты.

В узком смысле под социальной структурой общества понимается деление общества на различные социальные группы, системы устойчивых связей между ними, а также внутренняя структура различных социальных общностей.

     

 

 

{16. Социальные институты и их типы}

       Социальный институт – устойчивый комплекс правил, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему социальных ролей и статусов.

       Социальные институты – это исторически сложившиеся устойчивые формы организации совместной деятельности людей.

       Под институтом, кроме того, подразумевают относительно стабильную совокупность символов, верований, ценностей, норм, ролей и статусов, которая управляет конкретной сферой социальной жизни: это семья, религия, образование, экономика, управление. 

        Если суммировать всё множество подходов разных учёных к пониманию социальный институт, то их можно разделить на следующие. Социальный институт представляет собой:
· ролевую систему, в которую включены также нормы и статусы;
· совокупность обычаев, традиций и правил поведения;
· формальную и неформальную организацию;
·  совокупность норм и учреждений, регулирующих определенную сферу общественных отношений;
· обособленный комплекс социальных действий.

ОСНОВНЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ в обществе пять. Они удовлетворяют фундаментальные, непреходящие потребности общества:
* институты брака и семьи - потребность в воспроизводстве рода и первичной социализации;
* экономические (производство, собственность и др.) - потребности в добывании средств существования;
*политические (государство, партии и др.) потребности в безопасности, порядке и управлении; 
*институты образования – потребности в социализации подрастающих поколений, передаче знаний, подготовке кадров;
* религиозные – потребности в решении духовных проблем, смысла жизни;
       Чем сложнее общество, тем больше развита система институтов. История эволюции институтов подчиняется следующей закономерности: от институтов традиционного общества, основанных на предписанных ритуалам и обычаем правилах поведения и родственных связях, к современным институтам, основанным на таких ценностях, как компетентность, независимость, личная ответственность, рациональность, относительно независимых от моральных предписаний.

       Любой социальный институт возникает и функционирует, выполняя ту или иную социальную потребность. Если такая потребность становится незначительной или совсем исчезает, то существование института оказывается бессмысленным, тормозящим общественную жизнь. Такой институт в силу инерции социальных связей некоторое время еще может функционировать как дань традиции, но в большинстве случаев его жизнь довольно быстро прекращается. 
       Социальные институты различаются по функционально-целевому назначению, предмету регуляции, строению и способу воздействия (официальные и неофициальные, формальные и неформальные институты). Любой социальный институт предполагает наличие устойчивых признаков объектов социальной регуляции, которые определяются объективным положением индивида в системе общественных отношений, и фиксируется в социальном статусе. Социальный статус проявляется в динамической форме, его поведенческим воплощением служит социальная роль - взаимообусловленность людей в рамках конкретного социального института формализована, благодаря наличию норм. 

К числу основных функций, которые социальные институты выполняют в обществе, относятся:
- регулирование деятельности членов общества в рамках социальных отношений;

- интегрирующая – объединяет людей в решении чего-либо;

-трансляционная – передает накопленный социальный опыт людей;

-коммуникативная – обеспечивает расширение информации и взаимодействие людей.

Вывод: Каждый институт характеризуется наличием своей деятельности, конкретными функциями, обеспечивающими достижение цели, набором социальных позиций и ролей, типичных для данного института. Совокупность этих социальных функций складывается в общие социальные функции социальных институтов как определённых видов социальной системы. Социальные институты лежат в основе общественной жизни. Они обеспечивают общие соглашения, выработанные людьми в общении друг с другом и при содействии которых достигается преемственность поколений.

 

 

{17. Социальная мобильность}

Определений понятия социальная мобильность достаточно много. Например: Социальная мобильность -  изменение индивидом или группой социальной позиции, места, занимаемого в социальной структуре. 

П. Сорокин определяет понятие социальной мобильности как «любой переход индивида или социального объекта (ценности), т. е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую».

     Социальная мобильность делится  два основных типа  — вертикальная и горизонтальная и два основных вида  — межпоколенная и внутрипоколенная.

Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.
      «П. Сорокин различает два типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.

     Горизонтальная мобильность - это переход индивида или социального объекта от одной социальной позиции к другой, лежащей на том же уровне, например переход индивида из одной семьи в другую, из одной религиозной группы в другую, а также смена места жительства. Во всех этих случаях индивид не меняет социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса.

    Наиболее важным процессом является вертикальная мобильность, представляющая собой совокупность взаимодействий, способствующих переходу индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой. Сюда входит, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность), или переход в более высокий социальный слой на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность)».

     Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. «Вертикальная мобильность перемещение индивида или социального объекта из одного социаль­ного пласта в другой с изменением социальной позиции и статуса». В зависимости от направления перемещения говорят о восходящей мобильности (социальный подъем, движение вверх) и о нисходящей мобильности (социальный спуск, движение вниз). Между восхождением и нисхождением существует известная асимметрия: все хотят подниматься и никто не хочет опускаться по социальной лестнице. Как правило, восхождение — явление добровольное, а нисхождение —вынужденное.

Интресным является начало изучения межпоколенной мобильности.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают более высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую ступень, чем занимали их родители. Межпоколенная мобильность является самой важной формой социальной мобильности. Ее масштаб свидетельствует о том, до какой степени в том или другом обществе неравенство переходит от одного поколения к другому. Если межпоколенная мобильность невелика, то это означает, что в данном обществе неравенство пустило глубокие корни, и шансы человека изменить свою судьбу зависят не от него самого, а предопределены рождением. В случае значительной межпоколенной мобильности люди достигают нового статуса благодаря собственным усилиям независимо от их происхождения.
      Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид, вне сравнения с отцом, на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. . Внутрипоколенческая мобильность меньше зависит от факторов происхождения в изменяющемся обществе, чем в обществе стабильном.

Преобладание межпоколенной мобильности над внутрипоколенной мобильностью свидетельствует о том, основное число перемещений в профессиональной структуре вниз-вверх, по горизонтали может быть объяснено в свете социетальных переменных, а не индивидуальных различий между работниками.

 

{18. Социальная структура современного украинского общества}

Конспект-вопрос 5 Лекция 4.

 

 

{20. Понятие социальных изменений}

        Понятием "социальные изменения" обозначаются различные перемены, происходящие в течение некоторого времени в социальных общностях, группах, институтах, организациях и обществах, в их взаимоотношениях друг с другом, а также с индивидами.

        Такие изменения могут осуществляться:

- на уровне межличностных отношений (например, изменения в структуре и функциях семьи);

-на уровне организаций и институтов (образование, наука постоянно подвержены изменениям и в плане их содержания, и в плане их организации),

-на уровне малых и больших социальных групп (изменяется состав рабочего класса, крестьянства, возникают новые социальные группы – предприниматели).

    Рассмотрим более подробно, какие именно элементы социальных систем подвержены изменениям. По этому признаку можно выделить четыре основных вида социальных изменений.

  Структурные социальные изменения.- Изменения, касающиеся структур различных социальных образований. Таковы, например, изменения в структуре семьи (полигамная, моногамная, многодетная, малодетная и т. д.), в структуре любой другой общности — малой группы, профессиональной, территориальной общностей, класса, нации, общества в целом, изменения в структурах власти, в структурах управления и др. К этому виду изменений относятся также структурные изменения социальных институтов — государства, системы образования, науки, религии, социальных организаций и др. Такие изменения предполагают перемены в рамках существующих структур, а также образование новых социальных структур.

 

Процессиальные социальные изменения-  Изменения в социальных процессах. Так, мы постоянно наблюдаем изменения, происходящие в социальной коммуникации, в сфере социальных взаимодействий и взаимоотношений между различными общностями, общностями и институтами, общественными структурами и личностью и т. д. Это отношения солидарности, напряженности, конфликта, отношения равноправия и подчиненности и проч., которые постоянно находятся в процессе изменений.

 

Функционально социальные изменения-    Изменения, касающиеся функций различных социальных систем. Сюда относятся изменения или видоизменения функций различных структур — социальных институтов, политических и иных организаций, особенно управленческих, общественных объединений и т. п. Этот вид изменений также включает изменения уже существующих функций, равно как и возникновение новых функций каких-либо социальных субъектов.

 мотивационные социальные изменения-   Изменения в сфере мотиваций индивидуальной и коллективной деятельности. Очень важно для социолога зафиксировать изменения в тех ценностях, идеалах, целях, нормах, которыми руководствуются люди в своем поведении, работе, общественной и иной деятельности. Например, в процессе перехода к рыночной экономике существенно изменилась мотивационная сфера огромных масс населения страны. На первый план выступили мотивы личного денежного заработка, дохода, что оказывает влияние на поведение, мышление, сознание. Многие социологи, например П. А. Сорокин Т. Парсонс и другие, проводят разделение между социальными и культурными системами и соответственно между социальными и культурными изменениями. В культурологии культурные изменения рассматриваются как особый класс изменений. Вместе с тем возможен и такой подход, при котором некоторые культурные изменения исследуются в качестве особого вида социальных изменений. Такой подход дает возможность подчеркнуть взаимосвязанность и взаимозависимость тех и других изменений.

 

 

 

{22. Социальные процессы и их разнообразие}

 Социальные процессы – это совокупность устойчивых взаимодействий, связанных между собой структурными или причинными зависимостями, приводящими к движению, переходу социальной системы, ее элементов из одного состояния в другое. Процесс представляет собой серию явлений, взаимосвязанных и взаимообусловленных, характеризующихся идентичностью и непрерывностью

Оценить характер процессов, протекающих в обществе, можно, используя следующие показатели:

·         масштаб (предполагает измерение степени вовлеченности в процесс субъектов);

·         направленность (характеризуется вектором, показывающим ориентацию процесса на определенный исход);

·         интенсивность (определяется степенью осознания участниками результатов процесса);

·         состав (определяется статусом участников процесса, их социальными ориентациями);

·         характер стимуляции (отражается в политике субъекта, инициирующего, контролирующего и направляющего данный процесс).

Принято выделять пять стадий протекания типичного социального процесса: зарождение, положительная динамика, кризис, отрицательная динамика, депрессия.

 

{23. Социология конфликтов}

         Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия.

        Конфликт всегда связан с осознанием людьми противоречий своих интересов как членов тех или иных социальных групп с интересами других субъектов. Обостренные противоречия порождают открытые или закрытые конфликты.

      Участником конфликта может быть любой человек, организация или группа лиц, которые принимают участие в конфликте, но не отдают себе отчета в целях конфликтного противоречия. Участником может быть стороннее лицо, случайно оказавшееся в зоне конфликта и не имеющее своего интереса. 

      Субъектом  социального конфликта является отдельный человек или социальная группа, способные создавать конфликтную ситуацию, т. е. прочно и относительно самостоятельно влиять на ход конфликта в соответствии со своими интересами, оказывать влияние на поведение и положение других, вызывать те или иные изменения в социальных отношениях.

     Специалист в области теории конфликтов Р. Дарендорф к субъектам конфликтов относит три вида социальных групп:

· Первичные группы - непосредственные участники конфликта, которые находятся в состоянии взаимодействия по поводу достижения объективно или субъективно несовместимых целей.

· Вторичные группы - те, кто стремится быть незамешанными непосредственно в конфликте, но вносит вклад в его разжигание.

· Третьи группы - силы, заинтересованные в разрешении конфликта.

Социальный конфликт - это всегда борьба, порожденная конфронтацией общественных и групповых интересов.

Конфликты можно классифицировать также в зависимости от субъектов и зон разногласий. Такая классификация может быть выражена следующим образом.

Личностный конфликт включает конфликты, происходящие, так сказать, внутри личности, на уровне ее индивидуального сознания.

· Межличностный конфликт - разногласия между двумя или более людьми из одной или нескольких групп.

· Межгрупповой конфликт - конфликт между социальными группами и общностями людей с противоположными интересами.

· Конфликт принадлежности - когда индивиды имеют как бы двойную принадлежность, например, конфликтующие образуют группу внутри какой-то большой группы.

· Конфликт с внешней средой - индивиды, составляющие группу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны административных и экономических норм и предписаний.

Типологию социального конфликта можно представить и таким образом:

· Конфронтация - пассивное противостояние групп с противоборствующими интересами.

· Соперничество - борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной группы.

· Конкуренция - особый тип конфликта, его цель - получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.

 

     В социологии выделяют следующие стадии конфликтов:

-предконфликтная -  субъекты, прежде чем решиться на открытые действия, оценивают свои возможности, предпринимают шаги для консолидации сил противоборствующих сторон, поиска сторонников. Кроме того, предконфликтная стадия является периодом формирования каждой стороной своей стратегии действий.

- начальная- в процессе своего развития претерпевает определенные изменения. Создаются дополнительные причины для углубления и разрастания конфликта.

     Процесс разрастания конфликта длится до тех пор, дока не появятся первые ощутимые результаты противоборства. Эти результаты осмысливаются, анализируются субъектами конфликта. На этом начальный этап конфликта заканчивается.

-разрешительная- стадия предполагает знание объекта конфликта, состава его участников, его исторических корней и непосредственного повода, а также представление об уровне напряженности.

Признаком разрешения служит завершение инцидента. Это значит, что между конфликтующими сторонами прекращается конфликтное взаимодействие.

 

Методы разрешения конфликтов:

· Метод избегания конфликта 

 · Метод переговоров 

 · Метод использования посредничества - примирительная процедура

· Метод откладывания, что нередко означает сдачу своих позиций

 

 

 

{24. Социализация личности как процесс}

Социализация-процесс передачи накопленных человечеством знаний от одного поколения к другому, процесс вхождения в общество.

Социализация личности- процесс социального взаимодействия, посредством которого человек приобретает знания, взгляды и формирует модели поведения, необходимые для успешного участия в жизни общества.

Социализация включает в себя:

-воспитание

-обучение

-информацию (личные жизненный опыт объекта социализации)

Она может проходить в двух режимах:

А)адаптации, когда индивид пассивно приспосабливается к социальной среде и ее требованиям

Б) интеграции, когда он активно взаимодействует с социальной средой, изменяется сам и изменяет в соответствии со своими взглядами социальное окружение.

Люди отвечающие за социализацию – агенты социализации, а институты- институты социализации.

Институты и агенты социализации выполняют функции:

-обучение культурным нормам и правилам поведения,

-контроль за качеством и усвоением знаков.

Социализация делится на первичную и вторичную, которые соответствуют жизненным циклам. Первичная социализация –непосредственное усвоение индивидом социального опыта его ближайшего окружения (в первичных группах). Вторичная социализация- социализация во вторичных группах, происходящая как правило, при участии формальных структур: школ, СМИ,ВУЗов и т.д.

В социализации следует различать :

Ресоциализацию (процесс усвоения новых норм, ценностей, мировоззрения и моделей поведения)

Десоциализацию (процесс утраты соц. связей, отказ от старых ценностей)

В процессе социализации человек усваивает не только воспроизводимые образцы поведения (роли отца, матери, сына либо дочери), но и обучается различию между «ТЫ-Я», «МЫ-НЕ МЫ». Условием социализации личности является то, что   удовлетворение ее потребностей происходит не просто посредством объектов, а предполагает ценности, нормы и символы, которые усвоены личностью.

 

{25. Типология конфликтов}

         Конфликт - это столкновение противоположных целей, позиций, взглядов субъектов взаимодействия.

Существует четыре основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.

Внутриличностный конфликт. Здесь участниками являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства и т. п. Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных – это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Причиной такого конфликта является рассогласование личных потребностей и требований производства.

Межличностный конфликт. Это один из самых распространенных типов конфликта. В организациях он проявляется по-разному. По субъектному признаку во внутренней жизни каждой организации можно выделить следующие типы межличностных конфликтов:

1) конфликты между управляющими и управляемыми в рамках данной организации;

2) конфликты между рядовыми сотрудниками;

3) конфликты на управленческом уровне, т. е. конфликты между руководителями одного ранга. Эти конфликты, как правило, теснейшим образом переплетены с личностными и кадровыми конфликтами, с практикой продвижения персонала в рамках данной организации, с борьбой за распределение наиболее важных позиций в ее собственной структуре.

Конфликт между личностью и группой.

Неформальные группы устанавливают свои нормы поведения, общения. Отступление от принятых норм группа рассматривает как негативное явление, возникает конфликт между личностью и группой.

Другой распространенный конфликт этого типа – конфликт между группой и руководителем. Конфликты могут перерастать в межгрупповые. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.

Межгрупповой конфликт. Организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты, например между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом.

 

{26. Предмет, объект и метод социологии}

Социология— это наука об обществе, системах, составляющих его, закономерностях его функционирования и развития, социальных институтах, отношениях и общностях.

   Социология – наука новая, молодая. Термин «социология» впервые употребил французский философ Огюст Конт (середина 19в).
Объект исследования социологии – это все то, что требует исследования актуальных проблем или совокупность связи и отношения, т.е. социальная система. Объектом социологии являются:

-общество как целостная социальная реальность;

-социальные организации;

-социальные институты;

-социальные взаимодействия;

-социальные явления;

-социальные процессы;

-социальные отношения;

-социальные общности;

-социальные субъекты.

Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т.е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.
Структура социологии.  Социология имеет 3х уровневую структуру:

  • Теоретическая социология — социология, ориентированная на объективное научное исследование общества в целях получения теоретического знания[7]. Необходима для адекватной интерпретации социальных явлений и поведения людей. Без данных эмпирической социологии теоретическая социология становится неаргументированной.
  • Эмпирическая социология — это совокупность исследований, основанных на методических и технических приёмах и методах сбора, обработки и анализа (описания) первичной социологической информации. Эмпирическую социологию нередко называют социографией, подчёркивая описательный характер этой дисциплины, или доксографией, поскольку основная её функция видится в изучении общественного мнения, мнений и социальных настроений отдельных социальных групп и общностей, массового (коллективного) сознания и поведения.
  • Прикладная социология — область науки, наиболее приближенная к практике, ориентированная на использование полученных социологических знаний для решения жизненно важных практических задач общества.

Метод – это способ или путь получения новых знаний.
В социологических исследованиях различают методы теоретические и эмпирические (практические).
1. Теоретические методы или  общенаучные – этими методами пользуются все без исключения научные дисциплины: химия, математика, физика, астрономия, история и др.
К теоретическим методам относятся:
Абстрагирование - восхождение от конкретного к абстрактному, от эмпирического к теоретическому. Этот метод включает три способа применения:
абстрагирование посредством отвлечения (рассмотрение отдельных черт или свойств объекта без связи с другими и объектом в целом);
абстрагирование посредством отождествления (изучение объекта на основании ограниченного набора его признаков, является определенным его упрощением и обобщением);
абстрагирование посредством идеализации (умственное конструирование идеальных объектов).
Системно-структурный метод - рассматривает объект познания как систему, состоящую из структурных элементов с определенными функциями. Каждое социальное явление представляет собой сложную систему, которая, одновременно, является структурным элементом другой, более широкой системы и состоит из элементов, которые, в свою очередь, являются системами с другими структурными элементами.
Сравнительный (компаративный) метод - это установление сходства и различия, основанного на основании совпадения или несовпадения определенных признаков объектов.
Типологический метод - группирует факты в качественно определенные типы на основании присущих им общих признаков.
2. Эмпирические методы (практические). Именно эти методы составляют научный аппарат для изучения конкретных социальных событий и фактов.
При сборе первичных данных используют четыре основных метода, каждый из которых имеет по два основных вида: опрос (анкетирование и интервьюирование), анализ документов (качественный и количественный (контент-анализ), наблюдения (не включенное и включенное), эксперимент (естественный и искусственный).   

{27. проблемы функционирования семьи}

Семья- социальное объединение, на основе кровного родства, признаками которого являются:

-совместное проживание,

-совместное ведение домашнего хозяйства,

-совместный бюджет.

Нормами, которые  регулируют семейные отношения, являются: любовь, недопустимость подчинения одного супруга другому, помощь во всех видах жизнедеятельности, любовь к детям, толерантность.

К основным функциям семьи относится:

-репродуктивная,

-хозяйственно-бытовая,

-рекреативная,

-сексуальная,

-психо-эмоциональная.

 

Кризис семейно-брачных отношений:

Первым фактором является уменьшение количества зарегистрированных браков .

Второй фактор увеличилось количество неполных семей (метерей одиночек)

Третьим фактором, ослабляющим институт семьи в современном обществе, является высокая смертность среди мужчин.

Четвертым фактором является появление альтернативных семей:

-гражданский брак,

-мусульманский брак,

-гостевой брак,

-брак ограниченный временем,

-шведская семья,

-открытый брак.

 

Характерные проблемы для нашего общества- это аборты и измены.

 

 

{ 28. Маргинальность как социальное явление}

Маргинал- человек, находящийся на границе различных социальных групп, систем, культур и испытывающий влияние их противоречащих друг другу норм, ценностей и т.д.

Маргинальность- социологическое понятие, обозначающее промежуточность, положение человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определнный отпечаток на его психику.

Маргиналы - это совокупность людей, сознание, поведение и статус которых находятся на стыке социальных групп. Это те люди, которые, оказавшись оторванными от одной социальной среды (например, национальной, религиозной, сельской), так и не смогли включиться в новую для себя социально- культурную среду.

Статус маргиналов носит пограничный характер - между группой происхождения и доминирующей группой,
Маргинальность как социальное явление широко распространяется в современном обществе. При этом социальная маргинальность наиболее широко распространяется в тех обществах, которые переживают острые социальные катаклизмы (в стабильном и спокойно эволюционирующем обществе маргиналы не занимают сколько-нибудь значимого места в социальной структуре общества и не оказывают большого воздействия на его развитие).
Маргинализация - это процесс увеличения численности маргиналов в обществе. Так, в последние годы резко увеличилось количество людей, переселившихся из села в город (отсутствие работы в селе и т.д.), беженцев (межнациональные конфликты и т.д.), безработных (массовые увольнения, сокращения рабочих мест и т.д.), лиц, освобожденных из мест заключения и др.

 

{29. Социологические исследования}

Социологическое исследование - система логических последовательных методологических и организационно-технологических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные объективные данные о изучаемом явлении.

 Социологическое исследование включает в себя следующие этапы:

1. Подготовительный: на этом этапе происходит разработка программы исследования.

2. Основной: включает в себя проведение самого исследования.

3. Завершающий: идёт обработка, анализ данных, а так же формирование выводов.


    Виды исследований:

1. Разведывательное исследование: небольшое, наиболее простое исследование, имеющее небольшое количество респондентов и сжатый инструментарий.

2. Описательное исследование: более глубокий вид исследования с более большой общностью людей. Применяется машинная обработка.

3. Аналитическое исследование: самое сложное и глубокое исследование. Носит не только описательный характер, охватывает большое количество респондентов. Обычно рассматривает динамику явления.

 Цель- общая направленность социологического исследования, определяющая его характер и ориентацию.

Если цели недостаточно ясны учёным и представителям организаций, которые обратились к ним с социальным заказом, то могут возникнуть разногласия по итогам исследования. В связи с этим важно, чтобы социологическое исследование имело комплексный характер, для чего в программе разрабатывается система основных и неосновных задач.

    Задачи - совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы.

    Основные задачи соответствуют цели исследования. В теоретически ориентированном исследовании приоритет отдаётся научным задачам, в практически ориентированном - прикладным.

    Неосновные задачи ставятся для подготовки будущих исследований, решения методических вопросов, проверки побочных гипотез, не связанных непосредственно с данной проблемой.

   Объект социологического исследования - общность людей, их деятельность, организованная с помощью социальных институтов, и условия, в которых эта деятельность осуществляется, либо другое явление или процесс .

{30. Стратификация современного укр общества}

социальная стратификация:

-неравенство между людьми проявляется в неравномерном доступе к соц. благам, владению ими.

-соц.стратификация иерархично организованая структура соц неравенства, существующая в определенном обществе. 

Критерии соц.стратификации:

прибыль,власть,образлование, престиж.

для определения соц. стр. обществом было введено понятие "сильное/слабое общество"

Сильное:

мощная развитая структура,

низкая дифференциация прибыли,

высокая индивид. мобильность

устойчивая шкала престижных профессий

повышение благосостояния народа.

Слабое:

нестабильная,неразвитая соц структура,

высокая дифференциация прибыли

низкая моб

отсутствие престижных профессий

объединение работающей части народа

Соц структура Украины относится к слабым обществам?

идет процесс демократизации и либерализации,

в Украине существует два типа структур:

а)старой(рабочие,крестьяне,интилигенция)

б)новой(фермеры,банкиры,безработные)

В результате такого симбиоза проявляется разобщенность общества, пестрость и мозаичность.

Негативно влияет низкая самоидентификация соц.статуса,которая определяется эк положением человека, а также дифференциация людей на богатых и бедных.

За короткий срок сформировался новый слой богатых за счет слияния власти и капитала.

Слой бедных сформировался из-за низкой соц.мобильности, а низкие доходы людей не позволяют поддерживать достойное качество жизни.


хиты: 999
рейтинг:0
Общественные науки
социология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь