пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

История развития научно-познавательной книги для детей в 18-20 веках. ( Одоевский, Житков)

Научно-познавательная литература для детей возникла на территории теперешней России уже в XV веке, т.к. «...первые произведения для детей ...были созданы ради популяризации грамматических сведений как главной науки того времени...» (Ф.И. Сетин). Учебные пособия на Руси в XV-XVII вв. представляли собой органичное сочетание элементов учебного пособия и книг для чтения как познавательной направленности, так и   художественной. Зарождение отечественной научно-познавательной литературы как специфического вида литературы в контексте всего культурного процесса началось под влиянием Петровских реформ, когда стали издаваться «...книги по механике, геодезии, математике и другим прикладным наукам не только для взрослых, но и для юношества и детей»

«Петровское время» – конец XVII – начало XVIII вв. – характеризовалось не только перестройкой всей социально-политической структуры общества и капитализацией России, но и бурным ростом «новой» культуры. Во всей своей деятельности царь Петр I руководствовался патриотической идеей, поэтому основной целью его преобразований было укрепление могущества империи. Некоторые достижения западноевропейской культуры, по замыслам Петра, должны были использоваться для решения задач, стоявших перед Россией. Так или иначе, но все петровские преобразования кардинально изменили и характер обучения в различных типах школ, и характер и содержание литературы этого периода.

Во-первых, русская культура и русская литература стали отходить от задач церковно-христианской пропаганды: наполнение литературных произведений новым, светским содержанием обусловило уход от «старых» форм в литературе, в основном – форм литературы церковной. На протяжении первой трети XVIII в. новое содержание, с одной стороны, наполняло литературные формы, сложившиеся к концу предыдущего столетия, с другой стороны, обусловило зарождение или же заимствование новых литературных форм. Во второй трети данного столетия новые литературные формы упорядочивались, так же как упорядочивались новые формы языка и стихосложения, складывалось новое художественное направление – классицизм.

Во-вторых, расширился диапазон литературы для детей, в основном за счет иностранной литературы, переведенной на русский язык. При этом приоритет отдавался литературе научной и воспитательной. Параллельно создаются отечественные учебники и учебно-познавательные книги, отражающие процесс бурного развития науки в стране и разделения дисциплин в школьной практике. «Одной из популярных книг такого рода было много раз переизданное "Краткое понятие о всех науках" (1764, 1774, 1788 и др.). В 1776 г. вышла "Детская философия" А. Болотова. 1771 г. ознаменован выходом "Опыта российской географии". В 1789 г. опубликована "Краткая психология, или Учение о душе для детей" известного немецкого детского писателя и педагога Кампе; в 1797 г. увидела свет "Детская риторика", а десятью годами раньше "Детская логика" (1787); в 1789 г. выходит "Естественная история для детей", выдержавшая несколько переизданий вплоть до 1845 г.; в 1796 г. – "Детская физика, или Разговор отца с детьми". В 90-е гг. XVIII в. неоднократно выходит "Новое краткое понятие о всех науках, или Детская настольная учебная книга» (И.Г. Минералова).

Под патронажем Петра I и в основном силами «ученой дружины» (Феофан Прокопович, В.Н. Татищев, А.Д. Кантемир) были созданы учебники, поучения, наставления, переводы иностранной литературы, рассчитанные на восприятие детей и юношества.

         В период с конца XVII – середины XVIII вв. также широко издавались буквари и «деловые книги»: «Краткое и полезное руководение во арифметику» (1669), «Букварь славенский» Феофана Прокоповича (1724), «Атлас, сочиненный к пользе и употреблению юношества» (1737), «Краткое руководство к математической и натуральной географии» (1739) и др.

  • Научно-учебные и научно-познавательные книги XVIII в. отличала «стройность, ясность и логичность изложения материала».

Научно-познавательная литература давала читателям четкое представление о мире, о той или иной науке, о системе научного знания, при этом налицо была «попытка …примирить науку и религию при явном предпочтении первой»

В целях популяризации новых знаний авторы и переводчики научно-познавательной литературы (в то время для всех возрастных категорий) часто использовали приемы публицистики в своих книгах, прибегали к приемам образности литературы художественной. Именно поэтому научно-познавательная литература начала-середины XVIII столетия еще не имела своей «канонической» формы, своих специфических приемов подачи материала, однако при этом резко отличалась от литературы энциклопедической. Единственное, что уже можно отметить в данный период – это разделение книг научно-познавательных и научно-учебных (учебно-познавательных – в терминологии И.Г. Минераловой).

Специфика научно-познавательной
и научно-учебной литературы.

  • Научно-познавательная книга – книга, содержанием и иллюстративным материалом раскрывающая перед читателем в доступной ему форме глубины той или иной области научного знания.

Основной целью научно-познавательной книги является формирование и развитие познавательной активности читателя

Специфика научно-познавательной
и научно-учебной литературы

  • Научно-учебная книга (учебно-познавательная книга) – вид учебного пособия на Руси в XVXVIII вв., включающий в себя учебный материал по конкретной дисциплине, ориентированный на определенной возраст и подготовку обучающихся, а также дополнительный материал научно-познавательного характера, иллюстрирующий содержание учебного материала. 
  • Основной целью научно-учебной книги являлось  обучение   по конкретной   дисциплине , освоение основ данной науки, приобретение необходимых знаний и умений на каждом возрастном этапе или этапе обучения

   Взаимовлияние и взаимопроникновение традиций создания отечественной научно-учебной (учебно-познавательной) книги и традиций структурирования научной литературы иностранного происхождения, а также ее содержание породили впоследствии оригинальную научно-познавательную литературу Российской империи

Энциклопедии

Первой энциклопедией в круге отечественного детского чтения исследователями признана книга Яна Амоса Коменского «Orbis pictus» (1658), изданная в России в 1768 г. (1788, 1793 гг.).

А.П. Бабушкина отметила следующие особенности энциклопедии Я.А. Коменского «Orbis pictus»:

  1. научность издания;
  2. универсальность энциклопедии;
  3. лаконичность и точность в изложении понятий (о человеке, о явлениях природы, о предметах

    обихода, о ремеслах и т.д.);

  1. основной принцип подачи материала – принцип  наглядности;
  2. основная цель – борьба со средневековым  догматическим
  3. Первый период активного читательского интереса к энциклопедической литературе относится к началу–середине XVIII в. Данное столетие считается периодом бурного развития энциклопедической и научной литературы как функциональных направлений внутри литературы детской (А.П. Бабушкина, Ф.И. Сетин, И.Н. Арзамасцева, И.Г. Минералова, Н.Е. Кутейникова и др.).
  4. В XVIII – середине XX вв.:

энциклопедия – научное справочное пособие в форме словаря.

В середине ХХ – начале XXI вв.:

     энциклопедия – научное или научно-популярное справочное издание, содержащее систематизированный свод знаний

СОСТАВ
НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XVIII – XIX вв.:

  • научно-учебная литература;
  • научно-познавательная литература;
  • энциклопедическая

                                  литература.

Зарождение функциональных направлений отечественной детской литературы

     И.Н. Арзамасцева и С.А. Николаева выделяют, начиная с середины XIX в., следующие функциональные виды детской литературы: «Научно-познавательная литература включает школьные учебники и пособия, словари, справочники, энциклопедии и т.п. Так называемая этическая литература - повести, рассказы, стихотворения, поэмы, утверждающие систему моральных ценностей. Она, в свою очередь, делится на сказочно-фантастическую, приключенческую, художественно-историческую, публицистическую литературы, а также их производные.

В XIX в. появляется развлекательная литература

При анализе детской и подростковой литературы XIX – XX вв. мы определенно можем выделить в общем потоке развития три глобальные направления, по которым данная литература совершенствуется и видоизменяется:

  •  художественная литература;
  •  познавательная литература;
  •  массовая литература.

Три направления развития отечественной детской и подростковой литературы обслуживают три социально-культурные функции этой литературы:

  1.      нравственно-эстетическую;
  2.      научно-познавательную;

     просветительско-развлекательную

В середине-конце XIX столетия в связи с развитием науки и общественных отношений в Европе и в Северной Америке возникла необходимость в чисто познавательной литературе для детей. И тогда встал вопрос: В какой форме преподносить научные и исторические факты так, чтобы это было действительно интересно детям разного возраста?

    Вопрос не остался без ответа - и многие зарубежные и российские ученые, специализирующиеся в различных областях научного знания, педагоги и писатели стали создавать новую, востребованную временем, литературу для детей - литературу научно-познавательную. И вот уже на протяжении почти двух веков она, наравне с литературой художественной, помогает детям познавать и понимать окружающий.

НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА -  специфическая область искусства слова, стремящаяся в доступной и образной форме отразить те или иные факты науки, истории, развития общества и человеческой мысли и на основе этого расширяющая кругозор читателя.

СПЕЦИФИКА НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Научно-познавательная литература не дает справок -  она расширяет кругозор читателя, увлекает его в определенную область знания, причем «увлекает» его и при помощи средств литературы художественной, и благодаря подробному рассказу о фактах научных, и используя чисто популяризаторские приемы, методы и элементы, более свойственные литературе массовой.
  2. Основной целью научно-познавательной книги является формирование и развитие познавательной активности читателя.

В ее задачи входит:

    - популяризация научных знаний и научного мышления;

    - углубление уже имеющихся знаний читателя-школьника;

    - расширение кругозора юного и взрослого читателя.

Научно-познавательная литература должна удовлетворять следующие потребности людей: желание совершенно разных и по воспитанию, и по образованию, и по мировосприятию читателей в доступной форме расширить свой кругозор, приобрести научные знания не из специальной литературы, к чтению и изучению которой они, как правило, еще не готовы, а из книг понятных и доступных для восприятия человека с начальными знаниями в той или иной области науки.

Ребенок чаще всего ищет в такого рода литературе ответы на свои многочисленные вопросы, читатель-ученик – дополнительный материал к изученному в школе, к докладу или сообщению.

   При этом, по словам доктора физико-математических наук А. Китайгородского, и в реальной действительности, и в научно-познавательной литературе «между наукой и искусством нет соперничества, так как цель у них одна и та же – сделать людей счастливыми».

НАУЧНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА - целенаправленно реализует в основном одну функцию искусства и, соответственно, всеобщей литературы – познавательную.

     Однако определенные группы читателей при чтении такого рода литературы получают истинное удовольствие, граничащее с наслаждением, а при чтении ее разновидности – литературы научно-художественной – эстетическое наслаждение (функция гедонистическая).

     Нельзя к тому же исключать и воспитательную функцию познавательной литературы: научно-художественными, научно-популярными и энциклопедическими изданиями закладывается в душу юного читателя и тип поведения в обществе, и система нравственно-эстетических оценок, и даже взгляд на ту или иную религию, иногда – приход к тому или иному верованию.

  1. СПЕЦИФИКА УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. Учебное пособие, в отличие от научно-познавательных книг, обязательно должно включать в себя методический аппарат, который в свою очередь определяется целью данного учебного пособия.
  2. Цель учебного пособия всегда чисто методическая:

       - обучение учеников конкретного возраста конкретному предмету;

       - более узкая - преподнести некоторые знания по тому или иному предмету, а также обучение тем или иным умениям по данному предмету, например:

   если это литература, то обучение умению видеть текст, воспринимать его образность, анализировать поступки героев произведения, понимать и воспринимать его художественные особенности, чувствовать авторскую позицию, а в дальнейшем понимать ее и аргументированно выражать свою точку зрения о прочитанном.

Научно-познавательная литература – это:

 - определенное направление развития всей литературы

   (и детской, и взрослой) – функциональное направление;

 - специфическая область искусства слова, то есть Литературы с большой буквы.

Учебная литература

   

    создается по определенной дисциплине с учетом базовых знаний обучающихся (если таковые имеются).

        Основная цель – дать основные сведения по данной научной дисциплине, заложить основы для дальнейшего обучения, сформировать конкретные умения и навыки.

 

 

В.Ф.Одоевский (1804-1869) – известный писатель, музыкант, философ и педагог. «В совершенстве развитый человек», «живая энциклопедия» - так отзывались o нем знавшие его.

Издатель альманаха «Мнемозина» и журнала «Московский вестник», соредактор Пушкинского «Современника». Будучи помощником директора публичной библиотеки в Петербурге, директором Румянцевского Музея (книгохранилище которого стало основой Российской государственной библиотеки – «Ленинки»), он способствовал развитию книжного дела в России.

Он был писателем, ученым, философом, теоретиком музыки, и во все эти миры человеческой мысли вносил что-то свое, оригинальное – волшебное и реальное одновременно.

В музыке он слышал второй язык человечества, которому суждено стать равным по значению языку слов, понятным всем людям, всем народам, он объединит и сдружит их.

Даже слову «философия» - сухому и отвлеченному, он и его друзья найдут замену – любомудрие, здесь, в этом звучании любовь соединена с мудростью.

B течение дли­тельного времени Одоевский входил в Ученый Комитет Ми­нистерства государственных имуществ, занимался организа­цией учебного процесса в различных учебных заведениях — от воспитательных домов, приходских сельских училищ до Мариинского института благородных девиц. Он написал ряд учебных пособий для учащихся, руководств для учителей.

B 1834-1835 годах он издает необычное пособие для воспитательных домов, где пребывали сироты, — «Детские книжки для воскресных детей». Здесь помещались педагогические наставлении для воспитательниц, дидактические материалы, a также рассказы и сказки для чтения детям.

Одним из первых в России Одоевский заинтересовался педагогикой как наукой. Он задумал большое сочинение по вопросам педагогики под названием «Наука до науки». При жизни писателя была опубликована только небольшая его часть.

Одоевский пишет: «Три пути действовать на ребенка: ра­зумное убеждение, нравственное влияние, эстетическая гармонизация ... кому недоступно у6еждение (дело труднейшее), на того можно подействовать нравственным влияни­ем; ребенок вам уступит, потому что этого желаете вы, из любви к вам; не добились вы любви от ребенка, старайтесь развить его эстетической гармонизацией — музыкой, картинами, стихами...»

Занимаясь организацией детских приютов и сельских школ, В.Ф. Одоевский обнаружил бедность литературы для детей. Он пишет статью «О детских книгах. О причинах не интереса ребенка к книге…», создает знаменитые сказки и рассказы для детей под псевдонимом «дедушка Ириней», печатает познавательные статьи в журнале «Сельское чтение» и пр.

А как интересна его писательская судьба! Любимый и почитаемый современниками, он был потом надолго забыт, лишь теперь книги его просыпаются после столетнего сна, оживают, становясь с каждым годом все современнее, все необходимее.

«Дети были лучшими моими учителями… Для свежего, не испорченного никакой схоластикой детского ума нет отдельно ни физики, ни химии, ни антропологии…»

На произведения Одоевского для детей повлияли его педагогические взгляды. Считая, что дитя бывает «проснувшееся» и «непроснувшееся», он придавал большое значение детской литературе, способной пробудить ум и сердце ребенка. «Непроснувшиеся более чем спят», ничто таких детей не интересует, они ничего не делают. Пробудить их могут, например, сказки Гофмана. Вообще же задачу литературы Одоевский видит в пробужде­нии «непроснувшегося» детского ума, в содействии духовно­му росту ребенка. Одновременно с этим писатель ставит за­дачу развить «благодатные» чувства в душе ребенка.

Он стремился привести в движение мысль ребенка, опираясь на любовь детей к вымыслу, фантастике. В его книгах умело сочетаются реальные и фантастические события. Для произведений Одоевского характерно естественность и научность содержания, увлекательность и драматизм повествования, убежденность в могуществе человеческого разума.

При жизни Одоевского его книги для детей издавались 6 раз: «Городок в табакерке» (1834, 1847), «Сказки и рассказы для детей дедушки Иринея» (1838 и 1840), «Сборник детских песен дедушки Иринея» (1847).

B жанpoвом отношении его произведения разнообразны: сказки, рассказы, очерки, стихи. Написал Одоевский и не­сколько колоритных пьес для театра марионеток: «Царь-де­вица», «Мaльчик-фарисей», «Воскресенье», «Переносчица, или Хитрость против хитрости». По воспоминаниям друзей, Одо­евский c большим удовольствием придумывал сюжеты и ста­вил домашние спектакли c детьми. Он был человеком увле­кающимся, неистощимым выдумки и веселье. Таких лю­дей, по словам Белинского, на Руси называют «детским праздником». Одоевский идеально объединил в себе качест­ва, необходимые детскому писателю: «и талант, и душу жи­вую, и поэтическую фантазию, знание детей». Это и пред­определило его успех.

 

Изучив сказки и рассказы Одоевского, можно выделить следующие аспекты его произведений:

Информационный. Сказки и рассказы («Два дерева», «Червячок», «Городок в табакерке») содержат научные сведения из различных областей знаний: химии, ботаники, зоологии, физики, математики и пр. Следовательно, они являются средством умственного развития и воспитания детей.

Материалы для сказочника, по мнению писателя, «везде: на улице, в воз­духе». Материалом для его первой сказки («Городок в табакерке») послужила музыкальная шкатулка, вещь в быту прошлого века достаточно рас­пространенная и в то же время вызывающая любопытство ре­бенка. Не случаен интерес к ней и самого автора-музыканта, создавшего, кстати, музыкальный инструмент под названием «Се6астьянон».

...Маленький Миша очарован внешним видом табакер­ки, на крышке которой изображены ворота, башенка, золотые домики, золотые деревья c серебряными листиками, солнышко c расходящимися лучами. Но больше мальчика занимает внутреннее устройство чудесной игрушки — про­исхождение музыки. Естественное желание любознательно­го мальчика войти в игрушечный городок и увидеть все самому исполняется во сне. В сопровождении спутника, «колокольчика с золотой головкой и в стальной юбочке» автор знакомит маленьких читателей с устройством заводного механизма музыкальной игрушки. Лю6ознательньнл пришелец видит множество мальчиков-колокольчиков, их 6еспрестанно постукивают злые дядьки-молоточки, за которыми надзирает толстый валик, с боку на бок поворачивающийся на диване. A всеми повелевает изящная царевна пружинка «в золотом шатре c жемчужной 6ахромою». Она-то и объясняет Мише слаженную работу му­зыкального механизма. C удивлением Миша обнаруживает похожесть принципов устройства музыкальной шкатулки с закономерностями общественного устройства: все взаимосвя­зано и нарушение в одном звене выводит из строя всю систему, нарушает чудесную гармонию. Стоило Мише прижать пружинку, все умолкло, валик остановился, молоточки попадали, колокольчики свернулись на сторону, солнышко по­висло, домики изломались...». Городок в та6акерке оказыва­ется своеобразной микромоделью мира.

Путешествуя по сказочному городку, Миша, а значит, и маленький читатель, попутно открывает для себя законы перспективы в живописи, музыкальную теорию контрапункта. И все это просто и естественно вписывается в повествование.

Сказка несет и воспитательный заряд. Подспудно проходит мысль о том, что все в мире движется трудом, праздность кажется привлекательной только со стороны. При этом мораль ненавязчива, она вытекает из действия.

В «Городке в табакерке» Одоевский продемонстрировал в полной мере искусство говорить с детьми о сложных вещах языком понятным, простом и убедительным.

Сходные художественные приемы использовал Одоевский в сказке «Червячок», обратившись на этот раз к области естествознания. Сказка в занимательной, поэтичной форме знакомит читателей с превращениями личинки-червячка в куколку, затем в бабочку. Об этой сказке A. A. Краевский писал следующее: «Не очевидна ли во всем этом рассказе жизни червячка таинственная идея, глубокая аллегория, облаченная в самое простое, прелестное, самое понятное для детей выражение? Вот... образец того, каким об­разом делать доступными детскому разумению самые отвлеченные, даже метафизические истины. Дитя, прочитав этот рассказ, не толь­ко может заохотиться учиться естественной истории, но и примет в душу свою мысль великую, плодотворную мысль, которая никогда не забудется, породит множество других возвышенных помыслов и заложит основу нравственного совершенствования»

Культурологический. С помощью сказок Одоевского («Мороз Иванович», «Серебряный рубль» и др.) ребенок знакомится с элементами народного быта, традициями, праздниками. Происходит формирование базиса личностной культуры.

Наиболее популярна сказка «Мороз Иванович». Она перекликается по сюжету с народной сказкой «Морозко», включает традиционные сказочные мотивы (печь с пирожка­ми, яблоня с золотыми яблочками). Создавая свое произведение, Одоевский дополнил его деталями быта, описанием убранства жилища Мороза Ивановича, подробно о6рисовал ха­рактеры главных героинь —девочек Рукодельницы и Ленивицы. B литературной сказке они родные сестры, живут с нянюшкой, поэтому мотив несправедливого гонения со стороны мачехи отсутствует, акцентируется нравственная сторона отношений.

Сказка Одоевского построена на противопоставлении тру‑
долю6ия и лености, что подчеркивает эпиграф: «Нам даром,
без труда, ничего не дается — недаром исстари пословица ведется».

Рукодельница и в родном доме, и в гостях у Мороза Ива­новича трудолюбива, прилежна, добросердечна, за что и была вознаграждена. Ленивица, только мух умевшая считать, не смогла ни перину снежную взбить, ни кушанье изготовить, ни платье починить.

Финал сказки писатель смягчает. Ленивица получает от Мороза Ивановича подарки, которые тают на глазах. Какова работа, такова и награда. А к читателю обращено послесловие: «А вы, детушки, думайте, гадайте, что здесь правда, что неправда; что сказано впрямь, что стороною; что шутки ради, что в наставленье».

Мудрый сказочник не упускает возможности по ходу сказки рассказать детям о том, как зима сменяет лето, как растут озимые, отчего летом вода в колодце студеная, как c помощью песка и угля отфильтровать воду, чтобы она стала «чистая, словно хрустальная», дать много других полезных сведений.

Личностный. Произведения Одоевского («Серебряный рубль», «Сиротинка», «Бедный Гнедко») помогают ребенку задуматься о мотивах своих поступков, понять свой внутренний мир.

Содержание большинства из этих рассказов связано с жизнью детей. Рассказы Одоевского развивают идеи доброты, гуманности, душевного благородства, ответственности, трудолюбия.

Наиболее современно звучит рассказ «Бедный Гнедко» - о судьбе извозчичьей лошади, загнанной своим хозяином.

… Когда-то Гнедко был веселым жеребенком, жил в деревне, с ним дружили дети Ванюша с Дашей. Потом его продали в город. И вот бедный Гнедко лежит на мостовой, «не может пошевелиться, зарыл голову в снег, тяжело дышит и поводит глазами». Прямой авторский призыв звучит актуально: «Друзья мои… Грешно мучить животных… Кто мучит животных, тот дурной человек. Кто мучит лошадь, собаку, тот в состоянии мучить и человека…»

Социальный. «Индийская сказка о четырех глухих», «Шарманщик», «Столяр» учат детей умению строить и регулировать свои отношения со сверстниками и взрослыми, что способствует социологизации детей.

Остроумная индийская сказка «О четырех глухих» интересна и многозначна. Четверо глухих (деревенский пастух, сторож, всадник и брамин), вынужденных общаться, не слышат друг друга. Каждый по-своему истолковывает поведение остальных, отчего проистекает много несуразного и нелепого. Сказка предостерегает от нравственной глухоты. Писатель обращается к читателям: «Сделайте малость, друзья, не будьте глухи. Уши нам даны для того, чтобы слушать. Один умный человек заметил, что у нас два уха и один язык и что, стало быть, нам надобно больше слушать, нежели говорить».

Сказка «Столяр» рассказывает об истории жизни знаменитого французского архитектора Андрея Рубо, прошедшего путь от нищеты к общенациональному признанию, путь, который мог быть возможен только для мальчика, обладавшего удивительным упорством, волшебной любознательностью, необыкновенным трудолюбием.

Таким образом, можно говорить о важнейшем значении произведений Одоевского в приобщении юных читателей к общечеловеческим ценностям, актуальным для любой эпохи.

Книга: Борис Житков «Рассказы для детей»

 

Серия: "Школьная библиотека (Искатель)"

Борис Житков долгое время собирался написать энциклопедию для малышей, но не заумную книжку с объяснением того, как все устроено, а такую, которую было бы интересночитать и слушать дошкольнику. И он сочинил цикл рассказов"Что я видел"про пятилетнего мальчика Алешу-Почемучку. Книга состоит из коротких глав, в которых описывается, что мальчик Алеша видит и узнает. Обо всем незнакомом он спрашивает, а персонажи книги ему объясняют окружающие явления: зачем стоп-кран в поезде, что такое тендер и почему Красная площадь так называется. Сюжет построен таким образом, что Алеше удается побывать в разных городах, в деревне, в детском саду, поездить в поезде и полетать на самолете - таким образом малыш-читатель получает полноценную энциклопедию повседневной жизни страны. На сегодняшний день многое из этой книги уже устарело, никого уже не удивишь светофором и редкая мама испугается эскалатора в метро. Но одно в ней остается неизменно актуальным: это очень достоверное описание детского любопытства и того, как ребенок узнает окружающий его мир. Также вкниге представлены сказки и рассказы о животных. Для детей старше 12 лет.

 


24.05.2017; 19:31
хиты: 77
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь