пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Русская литературная сказка 20 века. Дискуссия о сказках. Новое поколение сказочников: Лагин, Катаев.

С одной стороны, ей отводится новая роль в деле воспитания нового человека, и искусство слова становится рупором новых общественных идей. С другой стороны, лучшие произведения этого периода утверждают ценность каждой отдельной личности и незыблемость давно известных моральных норм. Именно эти произведения до сих пор сохраняют своё вневременное значение. Среди них немало литературных сказок: на 20-30-е годы приходится небывалый расцвет этого жанра.

В 20-30-е годы ХХ века. В эти годы появляются самые разнообразные разновидности литературной сказки: стихотворный комический эпос К. Чуковского, повести-сказки А. Волкова "Волшебник изумрудного города" и А. Толстого "Золотой ключик", пьесы-сказки С. Маршака и Е. Шварца. Самой характерной чертой литературной сказки становится двухадресность, она обращена одновременно к детям и взрослым. При этом "взрослое" содержание сказки часто остаётся в подтексте, как в сказках К. Чуковского и "Золотом ключике" А. Толстого. В этом случае сказочный подтекст часто связан с изображением современной автору действительности.

Одной из причин массового обращения детских писателей к жанру сказки исследователи считают атмосферу, царившую тогда в обществе, отсутствие возможности напрямую обсуждать социальные проблемы. Поэтому носителями современных противоречий становятся сказочные герои, а художественный мир сказки нередко оказывается сопоставим с реальностью 30-х гг.

Особенно это характерно для повести-сказки с её специфическим сочетанием сказочных и реалистических элементов. Так, в сказке А. Толстого "Золотой ключик" литературоведы находят разбросанные по всему тексту повести намёки на вполне реальные события того времени. Сцена ареста Буратино, когда его судят и приговаривают к смертной казни без всяких улик, сцена усмирения Арлекино и Пьеро, пытающихся вступиться за Буратино, описание Страны Дураков и её правителей - всё это из иного, совсем не сказочного мира. Тема деспотизма появляется и в других литературных сказках, достаточно вспомнить хотя бы Мачеху из сказки Е. Шварца "Золушка" или Короля из "Обыкновенного чуда". "Тиранам и деспотам" противопоставлены герои, умеющие любить, дружить, способные защитить слабого, утешить обиженного и восстановить справедливость.

Так в литературной сказке 20-30-х годов трансформируется вечный мотив народных сказок - борьба добра и зла, светлого и тёмного начал.

Лагин Лазарь Иосифович , русский советский писатель. Член КПСС с 1920. В 1921 выступил в комсомольской печати со стихами и фельетонами. Ряд лет работал в "Правде" и "Крокодиле". Популярность приобрела повесть-сказка Л. "Старик Хоттабыч" (1938). Романы "Патент “АВ”" (1947), "Остров разочарования" (1951), "Атавия Проксима" (1956), "Съеденный архипелаг" (1963) представляют собой своеобразное сочетание социального памфлета с фантастикой и приключенческим жанром. О преемственности революционных поколений, о Москве современной и дореволюционной рассказывает роман "Голубой человек" (1966), о Великой Отечественной войне 1941—45 — повесть "Броненосец “Анюта”" (1945) и др. произведениях. Опубликованы также памфлеты "Майор Велл Эндъю" (1962) и "Белокурая бестия" (1963), сказки для взрослых и детей. Книги Л. переведены на многие иностранные языки и языки народов СССР. Награжден орденом Отечественной войны 2-й степени и медалями.

В.А. Каверин— русский советский писатель. Лауреат Сталинской премии второй степени.

«Ночной сторож, или Семь занимательных историй, рассказанных в городе Немухине в тысяча девятьсот неизвестном «Песочные часы», (1943), «Летающий мальчик» «Снегурочка», «О Мите и Маше, о Весёлом трубочисте и Мастере золотые руки».


24.05.2017; 19:26
хиты: 68
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь