Поэзия конца 19 века получила название "поэтического ренессанса" или "серебряного века". Постепенно термин "серебряный век" стали относить к той части художественной культуры России,которая была связана с символизмом, акмеизмом, "неокрестьянской" и частично футуристической литературой. Литературные направления:
1.Реализм - продолжает развиваться (Л.Толстой,Чехов,Горький и др.)
2.Модернизм - от фр. слова "новейший, современный".Модернисты верили в божественную преобразующую творящую роль искусства.
Символизм-литературное художественное направление, которое считало целью искусства интуитивное постижение мирового единства через символы.
Это первое и самое крупное течение модернизма. Начало самоопределению было положено Д.С.Мережковским (1892 год).Он назвал мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности.
Лидером символизма стал стал В.Брюсов. НО символизм оказался не однародным течением, внутри него оформилось несколько самостоятельных группировок.
В русском символизме принято выделять 2 основных группы поэтов: "старшие" символисты (Брюсов, Бальмонт, Сологуб, Кузмин, Мерликовский, Гиппиус) и "младшие" символисты (Блок, Белый, Иванов).
В издательской жизни символистов существовали две группы: петербургские и московские. Это перешло в конфликт. Московская группа (Либер Брюсов) считали главным принципом литературы - "искусство для искусства".
Петербургская (Мережковский, Зиппиус) отстаивали приоритет религиозно-филосовских поисков в символизме. Они считали себя подлинными символистами и своих оппонентов считали декадентами.
Символ: центральная эстетическая категория символизма.
Характерно: многозначность полноценная значимость предметного плана образа сосредоточение абсолютного в единичном Музыка : вторая по значимости эстетическая категория символизма Отношения между поэтом м его аудиторией : поэт обращался не ко всем,а к читателю-творцу.
Акмеизм - модернистское течение (от греч. острие,вершина,высшая степень,ярко выраженные качества).Это течение декларировало конкретно чувственное восприятие внешнего мира,возврат слову его изначального не символического смысла. Вначале своег пути акмеисты были близки к символистам,затем появились объединения: 1911 год - Цех поэтов.