пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Художественные критерии ДЛ.

Критерии художественной оценки детской ли­тературы. Далеко не все писатели, пытавшиеся создать произ­ведения для детей, достигали заметного успеха. Вместе с тем неко­торые детские книги, не отличаясь совершенством формы, с точ­ки зрения опытного читателя, остаются популярными довольно долго. Объяснение кроется не в уровне писательского дарования, а в его особом качестве. Например, Максим Горький в пору творчес­кой зрелости написал ряд сказок для детей, однако они не остави­ли по-настоящему заметного следа в детской литературе, а между тем многие юношеские стихи Сергея Есенина легко перешли из журналов в детские хрестоматии.

Многим взрослым детская литература представляется литера­турой «второго сорта». Так, Чехов признавался в нелюбви к «так называемой детской литературе», что не помешало ему стать ав­тором «Каштанки». Думается, что причина такого отношения кро­ется не столько в якобы низком художественном уровне произве­дений для детей (читатель с самым взыскательным вкусом вспом­нит немало настоящих шедевров), сколько в близости художе­ственных средств, используемых обычно детскими писателями, к поэтике массовой литературы, народного лубка. Классика детской литературы — «Муха-Цокотуха» Чуковского — с этой точки зре­ния не что иное, как «бульварный» роман, переложенный стиха­ми и снабженный лубочными картинками. Заметим, что сама мас­совая литература родственна фольклору — важнейшему источни­ку литературы для детей. Кроме того, классическая литература часто пародируется в произведениях для детей, что усиливает крити­ческое отношение к детской литературе в целом.

Произведения детской литературы должны быть высочайшего художественного качества. В книге «От двух до пяти» Чуковский последней заповедью для детских поэтов провозгласил: «Не забы­вать, что поэзия для маленьких должна быть и для взрослых поэ­зией». Говоря другими словами, детская литература должна быть «высоким искусством». Только в случаях, когда взрослые и дети едины в признании достоинств того или иного произведения и это признание неизменно на протяжении нескольких историче­ских эпох, произведение станет классикой. Можно назвать клас­сикой детской литературы рассказ А. П. Гайдара «Чук и Гек», по­тому что он до сих пор сохраняет очарование для читателей раз­ных возрастов.

Но как же быть с произведениями новыми, не прошедшими проверку временем? Помимо соответствия общим требованиям в первую очередь следует оценить степень актуальности темы, идей и художественной формы. Для этого специалист в области детской литературы должен увидеть в произведении богатство или бед­ность художественных традиций, а также соотнести художествен­ную форму с последними литературными тенденциями. Разумеет­ся, для этого надо постоянно следить за развитием литературы.

Известно, что дети обладают повышенной речевой одаренно­стью, постепенно убывающей к семи-восьми годам. Проявляется она в памяти на слова и грамматические конструкции, в чуткости к звучанию и значению слов. Язык детской книги должен быть особенно богат и выразителен, чтобы помочь ребенку расширить горизонты, научить новым формам речи. Вместе с тем язык дол­жен быть доступен. Эти качества речевого стиля достигаются тща­тельным отбором каждого слова, строго выверенной граммати­ческой структурой каждого предложения. В идеале даже прозаи­ческие произведения должны легко запоминаться наизусть, обо­гащать речевой опыт малыша (как, например, «Курочка Ряба», переложенная А.Н.Толстым).

В творчестве современных писателей можно проследить жела­ние раскрепощения языковых средств, скованных жесткими нор­мативными требованиями, которые ранее предъявлялись к дет­ской книге. Этот процесс закономерен, поскольку язык детской книги должен оставаться живым при всей своей литературности. Однако недопустимо проникновение в детскую книгу сленга кри­минального мира, нецензурных слов и т.п. Детская книга призва­на нести этическое начало, и язык ее должен соответствовать вы­сокому назначению.

Маленькие дети безоговорочно верят всему, что написано в книжке, и эта вера делает задачу писателя исключительно ответст­венной. Он должен быть правдив со своим читателем, но правда здесь особого рода — художественная, что означает убедитель­ность вымысла при моральной чистоте и цельности замысла. Только в этом случае детская книга может выполнять свою главную зада­чу — воспитывать человека нравственного. Для писателя вопрос «Как писать для малышей?» — это, в сущности, вопрос о том, как общаться с ребенком. Духовное взаимодействие взрослого ав­тора и маленького читателя — важнейшее условие успеха.

В книге взрослой или детской главное — это художественный образ. Насколько удастся писателю создание образа (в частности, героя, реального или сказочного, но непременно полнокровно­го), настолько и будет его произведение достигать ума и сердца ребенка. Легче всего маленький ребенок откликается на простые рассказы о близких ему людях и знакомых вещах, о природе. Еще одна черта малышовой книжки — максимальная конкретность образа. Как сказал чешский поэт Ян Ольбрахт, «для детей следует писать не "на дереве сидела птица", а "на дереве сидела овсянка"».

Может ребенок воспринимать и произведения с более слож­ным содержанием, даже некоторые психологические тонкости в подтексте. Однако возникают вопросы: каковы роль и возможные пределы подтекста в детской книге? О том, что произведение дол­жно быть «на вырост», пишут давно, но в какой мере оно должно превышать уровень детского развития? Психологи установили: если взрослый помогает читать книгу, ребенок может понять очень многое и выйти довольно далеко за пределы того, на что спосо­бен самостоятельно. Поэтому не стоит бояться, как бы ребенок не встретился в книге с чем-то, до чего он вроде бы не дорос. Когда детей охраняют от непонятного, им нечего постигать, некуда тя­нуться. Возникает опасность, что такие читатели не научатся ду­мать и познавать, вырастут инфантильными.

К характерным признакам литературы для малышей относятся динамичный сюжет и юмор. Конечно, детям доступны самые про­стые формы комического. В отличие от взрослых им трудно почув­ствовать смешное в самих себе, зато легко представить смешное положение, в которое попадают другие — герои книг. Острый, стремительно развивающийся сюжет всегда привлекателен для ребенка. Мастера именно такого повествования стали классиками детской литературы (например. Борис Житков, Николай Носов, Виктор Драгунский и др.).

Исследования психологов показали, что маленькому читателю более, чем взрослому, свойственно действенное воображение, побуждающее не только созерцать читаемое, но и мысленно уча­ствовать в нем. Среди литературных героев у него заводятся друзья, да и сам он нередко перевоплощается в них.

От самых своих истоков детская литература ориентирована на гуманистические ценности, учит различать добро и зло, правду и ложь. При этом детский писатель не может быть вполне свободен от общественных идей своего времени, и его индивидуальный художественный стиль соответствует стилю эпохи.

Каждый писатель вырабатывает свою манеру разговора с ма­лышами. Он может прийти к лироэпическим интонациям (как К.И.Чуковский), использовать фольклорные приемы повество­вания (как В.И.Даль), максимально приблизиться к свежему и поэтичному мировосприятию ребенка (как И.П.Токмакова). По мере взросления читателя возрастает психологизм в изображении героев, быстро сменяющиеся сюжетные события постепенно уступают место размышлениям и описаниям (например, рефлек­тирующий герой характерен для рассказов Виктора Драгунского, Радия Погодина, Виктора Голявкина).

 


24.05.2017; 19:03
хиты: 80
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
русская литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь