пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Культура как система ценностей и норм

 

Культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.
Существуют различные подходы к пониманию взаимосвязи культуры и цивилиза-ции.
1. Понятие «культура» – синоним понятия «цивилизация» (англо-французская традиция).
2. Культура – вместилище всего лучшего в человеке, средоточие художественных достижений и область ин-дивидуального совершенствования, а цивилизация – результат однобокого материального развития в ущерб развитию духовному.

В социологии до сих пор существуют теоретические разногласия по вопросу о том, свойственна ли современным обществам некая господствующая культура (господствующая идеология), нивелирующая региональные, этнические, классовые, религиозные и иные различия в обществе. Тем не менее, первостепенное значение культуры в про-цессе передачи представлений о мире и способов поведения от поколения к поколению является общепризнанным.

Культура – исключительно многообразное понятие. Его границы 
слишком размыты, чтобы дать одно чёткое определение. Этот термин появился 
в Древнем Риме, где слово “cultura” обозначало возделывание земли, 
воспитание, образование. В ходе частого употребления это слово утратило свой 
первоначальный смысл и стало обозначать самые разные стороны человеческой 
жизни. На сегодняшний день в различных областях научной деятельности было 
сформулировано более 250 определений культуры. 
Для социологии важно подчеркнуть социальный характер этого явления. 
Но поскольку культура охватывает практически все сферы жизнедеятельности 
человека, социология определяет культуру в самом широком смысле. Если под 
обществом понимать совокупность людей, то культурой следует назвать всю 
совокупность результатов их деятельности. 
Культура включает в себя: 
• вещи (материализованные результаты человеческой деятельности); 
• образцы человеческих отношений; 
• символические объекты, в том числе ценности и нормы. 
Все культурные явления “искусственны” (в том смысле, что они созданы 
людьми). Но чтобы стать элементом культуры данного общества, та или иная 
вещь, образец поведения или символ должны быть приняты членами общества 
или их частью и закрепиться в их сознании, т.е. люди должны вкладывать в них 
определённый смысл. 
Всевозможные проявления культуры изучают многие науки: антропология, 
этнология, археология, история культуры и др. В чём же специфика 
социологического анализа культуры? 
Социологический анализ культуры даёт возможность изучать 
социальное и территориальное распространение в обществе форм и способов 
создания, освоения и использования людьми объектов культуры. Он позволяет 
выявить устойчивые и изменчивые тенденции в культурной динамике, а также 
обусловливающие их социальные механизмы. Благодаря этому оказывается 
возможным установить реальный вклад различных социальных групп в 
культурную жизнь и направления её движения. 
В социологии нет единого подхода к исследованию явлений культуры. 
Рассмотрим некоторые, наиболее характерные для современной социологии 
подходы к исследованию культуры. 
Предметный подход. Культура понимается как искусственно созданное и 
противостоящее природному, естественному. Культурой является всё то, что 
создано человеком. Она разделяется на материальную (предметы, с помощью 
которых реализуется деятельность человека) и духовную (ценности, с помощью 
которых организуется прежде всего коммуникация субъектов). Культура, таким 
образом, представляется организованной и лигитимизированной системой 
образцов, которые усваиваются в ходе социализации и на основе которых 
строится любая социальная активность. Такой подход в социологии хорошо 
разработан, но имеет и ряд существенных недостатков. Так, нет чётких 
критериев, позволяющих оценить тот или иной предмет в культуре, единство 
культуры нарушается разделением её на две противостоящие друг другу 
подсистемы – материальную и духовную, культура предстаёт как некое 
статическое образование, лишённое стимула к какому-либо изменению. 
Деятельностный подход. Культура определяется как качественная 
характеристика любых форм и результатов человеческой активности, задающая 
её границы, определяющая её возможности и придающая ей смысл и 
значимость в глазах социализированных в ней субъектов. Механизмы культуры 
отбирают, сохраняют, транслируют инвариантные содержания деятельности и 
коммуникации, социальных связей и отношений, в которые включены 
социальные агенты. Конечная цель социологического анализа культуры, с 
позиций деятельностного подхода, – оценка культурного потенциала 
индивидов и групп как через количество и качество усвоенных содержаний, так 
и через те личностные творческие “вставки”, которые они делают, 
самореализуя себя в социокультурной жизни. Наряду с достоинствами этот 
подход имеет и свои недостатки. В частности, акцент делается не на собственно 
культурных содержаниях, а на условиях их реализации и проявления. К тому 
же проблематичным остаётся обоснование и критерии оценивания и сравнения 
культурного уровня различных субъектов. 
Ценностный подход. Культура представляет собой систему ценностей, 
признаваемых тем или иным социумом. Основанием объединения людей для 
реализации совместных целей и их дифференциации при несовпадении и 
конфликте целей служат общность и различие ценностей. Отсюда основа 
существования социума – усвоение тех или иных ценностей в ходе 
социализации и их воспроизведение в реальной деятельности. Ценностный 
подход позволил ввести в сферу анализа собственно культурное содержание, 
акцентируя творческое начало культуры. Но и он имеет свои ограничения. Так, 
даже в рамках одной культурной целостности возможны различные ценностные 
ориентации и разное понимание того, что является ценностью, а что нет. Это 
порождает проблему обоснованности принятых ценностных критериев для 
конкретных ситуаций и разных социальных агентов. Кроме того, при сравнении 
различных культур нельзя сказать, что одна из них “лучше”, чем другая, не 
встав на определённые ценностные позиции. 
Технологический подход. Развивая деятельностный подход, данная 
теория подчёркивает функциональность культуры. Культура как особая 
совокупность средств и механизмов для решения проблем, с которыми 
сталкиваются её носители, технологична по своей природе. С точки зрения 
технологического подхода, важно не столько то, что делается, а скорее то, с 
какой целью делается. Культура предоставляет различным видам активности 
социальных агентов апробированные, типологизированные и 
институциализированные (нормированные, легитимизированные и 
санкционированные) программы деятельности. Быть в культуре означает уметь 
оперировать её механизмами и продуцировать новые нормы поведения. Однако 
и этот подход не может претендовать на универсальность. Недостаточно 
проработанной остаётся проблема столкновения различных программ 
организации социальной активности. За рамками рассмотрения оказываются 
способы создания новых механизмов деятельности и методы их внедрения в 
культуру. 
Символический подход. Суть культуры понимается как организованность 
определённых символических форм. В основе культурного взаимодействия 
лежат понимание символов и умение с ними работать. Знаково-текстовое 
оформление культуры позволяет людям “схватывать” ценностные основания 
культуры, транслировать их через символические системы и структуры 
коммуникации и деятельности, формируя эти структуры через обмен 
символами между реальными социальными агентами. Данный подход обычно 
комбинируется с ценностным подходом, усиливая его исследовательский 
потенциал. 
Игровой подход. Культура рассматривается как самоценная игра, 
организующая уже имеющиеся содержания, порождающая новые смыслы и 
возможные схемы коммуникации и действия. Быть в культуре – это значит 
играть по принятым правилам. Правила можно менять, но если они приняты, их 
нарушение ведёт к “выпадению” за рамки данного социокультурного 
пространства. Благодаря игровому подходу произошло окончательное 
акцентирование креативных (творческих) функций культуры. 
Текстовый подход. Он исходит из того, что культура формируется и 
развивается в особом знаковом пространстве, отдельном от собственно 
социального пространства. Носителями автономной знаково-оформленной 
значимой информации являются сообщения на том или ином языке. Ряд 
сообщений приобретают статус текстов при их дополнительной смысловой 
нагруженности в культуре. Быть в культуре означает знать коды, в которых 
зашифрованы её тексты, и уметь работать с ними. Положение субъекта в поле 
культурных смыслов, а через них в значительной мере и его социальные 
возможности определяются уровнем доступных ему языков, кодов и текстов. 
Данный подход имеет высокий исследовательский потенциал, хотя собственно 
в социологии используется не столь активно по сравнению с другими 
гуманитарными дисциплинами. 
Коммуникативный подход. Этот подход близок к текстовому, но 
обращает внимание прежде всего на взаимосвязь знаковой и социальной 
реальностей через системы коммуникаций. Сообщения могут передаваться по 
различным каналам как пространственно между культурами, их подсистемами 
и субъектами, так и во времени. Акцент смещается с проблемы содержания на 
проблему передачи информации, описывается и анализируется “цикл жизни” 
различных сообщений в тех или иных каналах, оценивается эффективность 
социокультурных взаимосвязей. По сравнению с технологическим подходом 
коммуникативный имеет существенное преимущество: при определённой 
модификации позволяет работать и с содержаниями сообщений. 
Диалоговый подход. Культура является сложным, иерархически 
структурированным и многоуровневым, полифункциональным, 
самоорганизующимся образованием, в котором постоянно организуется диалог 
(полилог) различных традиций и содержаний как в пространстве её 
существования, так и в исторической ретроспективе. Социальные агенты 
культуры постоянно находятся в ролях разных, пересекающихся между собой 
смыслов. Через механизмы коммуникации происходит постоянная работа по 
соотнесению этих смыслов как условие нормального функционирования и 
развития социума. Этот подход позволяет максимально расширить рамки 
обсуждения проблем культуры. 
Субъектный подход. Данный подход специально фиксирует своё 
внимание на носителях культуры. Культура рассматривается, с одной стороны, 
как “репрессивный” механизм по отношению к индивидуальному поведению, с 
другой стороны, как “развивающее” индивида начало. В любом случае она 
является социализационно-формирующей системой, вне которой человек не 
может стать человеком. Взгляд на культуру через призму её субъектов 
позволяет находить именно социологический срез описания и анализа 
взаимосвязи знаковой и социальной реальностей. 
Таким образом, культура является очень сложной системой и требует 
такого же системного изучения. Синтез различных подходов к исследованию 
культуры позволяет составить наиболее полное представление о предмете 
социологии культуры как зоне взаимодействия знаковой и социальной 
реальностей.


18.03.2017; 16:15
хиты: 69
рейтинг:0
Общественные науки
социология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь