Мир качественно многообразен, возникает вопрос о единстве многообразия.
Элейская школа считала, что бытие едино и неделимо.
Субъективные идеалисты: мир един, т.к. является продуктом человеческого разума.
Объективные идеалисты: мир един, т.к. является порождением 1 идеи или богом.
Дюринг: мир един: т.к. он единственный, т.к. он существует, т.к. мысль о мире едина, то и мир един.
XIX век Энгельс: единство мира состоит не в бытии, а в его материальности.
Раскрытие:
1. субстанциальное единство мира (мир проявление одной субстанции в разных формах);
2. атрибутивное единство мира (все формы материи обладают одними атрибутами);
3. структурное единство (вся вселенная состоит из одних и тех же частиц, а их концентрация разная);
4. процессуальное единство (через единый закономерный мировой процесс формы материи – это результат развития одной субстанции).
Мир — это единая материальная субстанция. Ее важнейшим способом существования является процесс развития. Материальное единство мира выражается поэтому в единстве мирового процесса развития, т. е. в едином закономерном мировом процессе. Субстанциальное единство мира проявляется в его процессуальном единстве. Идея единого мирового процесса была разработана Энгельсом и Лениным и включена в число важнейших, обобщающих идей диалектического материализма. Согласно Ленину, мир есть «вечный процесс» «мир есть вечно движущаяся и развивающаяся материя», «единый, закономерный мировой процесс».
Единый мировой процесс представляет собой закономерную последовательность ступеней, возникающих в результате спонтанного
развития субстанции, которая порождает их из самой себя в силу
своей природы.
Основой единого мирового процесса служит аккумуляция содержания в процессе развития. Каждая последующая ступень, возникая
из предшествующей, не устраняет, а сохраняет ее в себе. Тем самым субстанция «... не только ничего не оставляет позади себя, но несет с собой все приобретенное и обогащается и сгущается внутри себя» (Гегель). Мировой процесс есть бесконечное восхождение от низшего к высшему.
Известные современной науке четыре основные формы материи выступают в качестве ступеней единого бесконечного мирового процесса развития. Представление о едином мировом процессе развития является синтезом философских и конкретно-научных обобщений.