пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

ОВФ философии и его структура. Формы материализма и идеализма. Агностицизм формы агностицизма. Причины агностицизма.

Основной вопрос философии, по оценке Ф.Энгельса,- это вопрос об отношении мышления к бытию, духа к природе. Современная формулировка: отношение сознания к материи. Основное содержание и смысл этого вопроса описан Энгельсом в сочинении “Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии” 1886 г.. Существует два рода явлений: материальные и духовные.

 

В составе основного вопроса философии выделяется 3 уровня.

Первый уровень основного вопроса философии имеет две стороны:

1). Вопрос о первичности – материальное или духовное сознание;

 Возможны три подхода к решению вопроса о первичности:

a) Монистический;

 Монизм (от греч. monos- один, единственный)- такое философское течение, которое в основу мира кладет одно начало.

б) Дуалистический;

 Дуализм (от лат. dualis- двойственный)- такое философское течение, которое в основу мира кладет два начала. (Рене Декарт)

в) Плюралистический;

 Плюрализм (от лат. pluralis- множественный)- такое философское течение, которое в основу мира кладет много начал. (Готфрид Вильгельм Лейбниц)

Монистическое воззрение делится на две основные философские концепции или направления:

Материализм - такое философское течение, которое в основу мира кладет материальное начало.

Материализм является реалистическим мировоззрением, которое возникает из здравого смысла. Основной принцип материализма - принцип объективности, который вытекает из самой жизни. Этот принцип является необходимостью в повседневной жизни людей. Материализм стремится понять материальный мир “ из него самого”, не вводя никаких посторонних для мира факторов - бога, идеи и т.д.

Согласно концепции материализма:

Материя первична;

Материя реально существует;

Материя существует независимо от сознания (то есть существует независимо от мыслящих существ и от того, мыслит о ней кто - либо или нет);

Материя является самостоятельной субстанцией - не нуждается в своем существовании ни в чем, кроме самой себя;

Сознание, дух, мышление есть свойство высокоорганизованной материи отражать саму себя;

Сознание не является самостоятельной субстанцией, существующей наряду с материей;

Сознание определяется материей (бытием).

Идеализм - такое философское течение, которое в основу мира кладет духовное начало.

Идеализм возникает как результат ощущения слабости человека перед силами природы и как результат разделения труда на умственный и физический. Умственный труд – привилегия господствующего класса. Из чего следует, что определяющую роль играет сознание, т.е. произошла абсолютизация творческой роли сознания. А физический труд – труд рабов. Гносеологические корни идеализма – сознание, оторванное от носителя, обладает особой творческой силой. Идеалисты считают, что первичной была идея, так как вещи конечны.

Второй уровень основного вопроса философии – вопрос о трех сущностях: сущность мира, сущность сознания, сущность отношения сознания к материи.

Третий уровень основного вопроса философии – вопрос о сущности человека, о смысле человеческого существования, о месте его в нем, о сущности мира, о сущности места человека в этом мире.

Агностицизм – отвергает возможность познания мира. (Кант, Беркли, Юм)

Доводы в пользу агностицизма:

1) Когда объективно сущ-щие вещи дейст. на наше созн-е, оно не может изм-ся иначе, как в соотв-ии со своей природой. Мы знаем не вещи как таковые, а лишь те изм-я, к-ые они производят в нашем созн-ии.

2) Решение проблемы ощущения: чел. ощущ-я – нечто «закрытое» и непроницаемое для св-в внешних вещей.

3) Чел. опыт ограничен и конечен. Т.к. действит-й, объект-й мир всегда шире того, к-й представлен в нашем чувственном опыте, мы не способны делать на основе опыта заключения истинной или строгой всеобщности. Действительное мировоззрение принципиально невозможно. (Научный материализм мог появиться только пройдя критику Канта способности чел. разума к познанию сущности беск-го мирового целого)

Причины агностицизма:

1) Объект познания очень сложен;

2) Сложность объекта познания;

3) Исходные метологические принципы.


01.02.2017; 21:11
хиты: 99
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь