Материалистическая концепция постиндустриального общества возникла в 70-е годы 20 века. Представители (Белл, Тоффлер, Кастельс, Джезинский).
Д. Белл
Критерий выделения – характер труда.
А) Доиндустриальное
Базируется на добывающих видах хозяйства (земледелие)
Б) Индустриальное
Определяется фабричным производством и технологией для массовой продукции.
Хозяйственная деятельность носит экономический характер. Начинается взаимодействие человека с искусственной природой, т.е. машиной.
В) Постиндустриальное
Б) сохраняется и развивается, но определяющим видом хозяйственной деятельности является торговля, здравоохранение, наука - производство услуг.
Цель – получение прибыли, удовлетворение потребностей. Характер труда более сложный и его нельзя разложить на простые составляющие. Главное – взаимодействие человека с человеком.
Корни этой формы по Беллу кроются в беспрецедентном влиянии науки на производство.
Маркс: “Возникновение класса белых воротничков”, следовательно высококвалифи- цированных трудящихся гораздо больше, чем трудящихся рабочих, а следовательно, вырождение стоимостных отношений.
Маркс и Белл оба пришли к творческому характеру труда, главной целью которого является совершенствование человека.
В. Иноземцев
Критерий – характер деятельности людей и взаимоотношения между ними, которые складываются в процессе производства.
А) Доэкономический
Б) Экономический
В) Постэкономический
Им соответствуют формации А) Доэкономический - первичная
Б) Экономический - вторичная
В) Постэкономический - третичная
А) Предтрудовая деятельность человека, борьба за выживание. Цель хозяйственной деятельности – выживание. Коллективные интересы доминируют над личными.
Б) Частная собственность на средства производства, появление эксплуатации, следовательно, неравенство. Доминирование личных интересов над общественными. Особенность – отчужденный характер труда и взаимоотношений человека друг с другом.
В) Возникает, если преодолевается труд как экономическая необходимость, побуждение к развитию новой цели выразить себя самого (саморазвитие человека). Творчество – основа постэкономического хозяйства. В результате НТП высвобождается свободное время человека. Кроме этого связь, транспорт способствуют развитию индивидов. Возникает потребность в людях способных выполнять сложную творческую деятельность.
О. Тоффлер
Критерий – тип семьи определяет экономические особенности.
Волны – процессы цивилизации общества.
А) Доиндустриальный (Аграрный) 10000 лет назад
Б) Индустриальный 2 1750 лет н.э.
В) Постиндустриальный после второй мировой войны
А) Характерные черты
Земля – основа экономики, политики, семьи
Существовало разделение труда
Натуральное хозяйство
Эксплуатация восстанавливаемых энергоносителей.
Товары производятся вручную
Особенности социальной сферы
Большие семьи (дедушки, бабушки, дяди, тети и т.д.) – неподвижная, единая производственно-экономическая ячейка
Б) Характерные черты
Стандартизация общества
Энергия из не возобновляемых источников
Машины
Заводы, фабрики
Города
Рыночное хозяйство
Особенности социальной сферы
1)Семья – от нее отделяются дальние родственники, преобладание нуклеарных семей (мама, папа, несколько детей). Воспитание детей и уход за пожилыми передается в социальные структуры.
2)Массовое обучение детей для фабричной жизни
3)Корпорации
В) Характерные черты
Дестандартизация общества
Множество различных энергоресурсов
Развитие электроники, космонавтики, проникновение в глубины моря, биологическая индустрия.
Особенности социальной сферы
Распад семьи (множество разводов)
Распадаются все институты из второй волны
Рост числа различных типов семей
Рост числа одиночек, бездетный образ жизни
Достоинства и недостатки концепции постиндустриального общества.
Плюсы.
Все эти концепции материалистические
Критерий – характер труда в обществе
Наука во всех из них все больше влияет на производство
Минусы
Основная сфера производства получение новых знаний, следовательно, духовная деятельность – способ существования постиндустриального общества, следовательно, идеализм.
Концепции постиндустриального общества описывают изменение в нем, а не причины изменения.
Они отрывают знания от материального знания, а информация необходима для развития производства.
Эти концепции ведут к уменьшению физического труда, но физический труд и интеллектуальный это не одно и тоже, следовательно, умственный не обязан расти.
Производство знаний бессмысленно без развития материально-технической базы.
Равновесия теория, название ряда немарксистских социально-исторических концепций, которые пытаются объяснить процессы развития и функционирования общества или его элементов на основе принципа равновесия, заимствованного из естествознания. Эти концепции не представляют собой теорий в строгом смысле слова: понятие равновесия используется здесь именно в качестве общего объяснительного принципа.
Попытки рассмотреть общество как равновесную систему впервые возникают в европейской социальной науке в 17 в. под влиянием бурно развивавшегося механистического естествознания (Б. Спиноза, Т. Гоббс, Г. Лейбниц). Рассматривая социальные проблемы с позиций "социальной физики", "механики страстей", мыслители той эпохи были склонны проблему общественного порядка сводить к существованию равновесия между частями общества, напоминающего равновесие элементов физического мира. Собственно Р. т. впервые получила развёрнутое изложение в 18 в. в утопических построениях Ш. Фурье, который на "открытых" им способах расчёта равновесия и гармонизации страстей основывал свой план идеального человеческого общежития, а идею равновесия считал универсальной для всего мироздания.
Во 2-й половине 19 в. идею равновесия применительно к общественным проблемам развивали социологи-позитивисты О. Конт, Г. Спенсер, А. Смолл, Л. Уорд, для которых эталоном по-прежнему служило равновесие физических систем. В начале 20 в. концептуальные основания Р. т. несколько видоизменяются под влиянием организмического мышления: эталоном равновесия выступает теперь не механическая система, а живой организм, где это равновесие обеспечивается за счёт сложных процессов внутренней регуляции. Одним из первых такой подход реализовал А. А. Богданов, который своей тектологией предвосхитил некоторые положения кибернетики и современного системного подхода, но в то же время допустил ряд серьёзных механистических просчётов и упрощений. В 20-е гг. Р. т. нашла приверженцев в лице ряда сов. философов-механистов (Д. Сарабьянов, И. И. Скворцов-Степанов и др.), которые фактически противопоставляли положения Р. т. учению диалектического материализма о единстве и борьбе противоположностей, рассматривая скачки как "процессы нарушения равновесия". Р. т. послужила методологической основой правоуклонистских идей Н. И. Бухарина, затушёвывавших противоречия в развитии производственных отношений в период построения социализма.
С конца 30-х гг. некоторые идеи Р. т. получают новое оформление, причём речь уже идёт не о развёрнутой теоретической схеме, а лишь о принципе объяснения. Использование этого принципа было в значительной мере стимулировано развитым в рамках физиологии и кибернетики принципом гомеостаза и изучением в естественных науках и технике устойчивых состояний. Модель динамического равновесия берётся на вооружение многими представителями структурно-функционального анализа в буржуазной социологии, у которых идея равновесия приобретает консервативный идеологический подтекст. Многие буржуазные социологи выступают с критикой функционалистской Р. т., отмечая, что она имеет дело лишь с идеальными сбалансированными системами, игнорирует внутрисистемные источники нарушения равновесия и потому плохо приспособлена для анализа процессов социального изменения. Эти слабости особенно явственны в эмпирически ориентированных направлениях социологии - в индустриальной социологии, в работах по "человеческим отношениям" в промышленности, в "управленческой науке", специализирующихся на разработке методов манипуляции людьми для обеспечения равновесия в функционировании буржуазного общества.
Марксизм-ленинизм принципиально отвергает Р. т. как теоретическую конструкцию, вскрывая консервативно-охранительские предрассудки её представителей. Вместе с тем это не означает отбрасывания понятия равновесия и связанного с ним понятия устойчивости: эти понятия играют важную эвристическую роль в изучении динамически развивающихся систем, выступая в качестве одной из условных точек отсчёта; проблема заключается лишь в том, что на основе этих понятий нельзя построить целостного объяснения процессов в соответствующих системах.