пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

16.

Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма.

Исходя из тождества субъекта и объекта, Гегель основой всей действительности в природе и обществе считал безличный мировой дух – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность духа заключается в мышлении, а цель – в самопознании. Общую схему творческой деятельности мирового духа задаёт «абсолютная идея» - духовный универсум, содержащий в себе определение всех явлений.

В процессе самопознания мировой дух, по Гегелю, проходит три ступени :

1- ступень логики : пребывание мирового духа в стихии чистого мышления, когда он раскрывает богатство своего содержания в системе законов и категорий диалектики по принципу триады : тезис – антитезис – синтез. Это – пребывание мирового духа в форме субъекта ( работа «Наука логики»).

2.- ступень природы, когда происходит отчуждение духа, т.е. его переход в иную, чуждую ему форму бытия, когда он существует в виде явлений природы, объекта. Природа есть отпечаток развивающихся идей – идеи пространства, времени, движения…Выражением высшей идеи на этой ступени становится человек (работа «Философия природы»).

3 – ступень духа, когда происходит снятие отчуждения и из природы вновь вырывается дух в виде сознания и самосознания людей, форм их духовной культуры. Здесь Гегель разворачивает учение о : субъективном духе (антропология, феноменология, психология), объективном духе (право, мораль, нравственность) и абсолютном духе (искусство, религия, философия – формы наиболее адекватного самопознания духа). То есть гегелевская Идея обретает сознание, волю и личность только в человеке, а до него она осуществлялась как внутренне закономерная необходимость. Через формы человеческой культуры мировой дух постигает сам себя, как бы возвращается к самому себе, но уже как к тождеству субъекта и объекта (работы: «Феноменология духа», «Философия права», «Философия религии» и др.).

Развитие мирового духа совершается, по Гегелю, в соответствии с тремя основными законами диалектики:

▪ закон единства и борьбы противоположностей – раскрывает главный источник, причину развития;

▪ закон взаимного перехода количественных и качественных изменений – характеризует механизм, форму развития;

▪ закон отрицания отрицания - раскрывает направленность, тенденцию развития.

Таким образом, основу теории развития, по Гегелю, составляет диалектика как логика восходящего движения мирового духа (логика идей), который предписывает свои законы объективному миру и человеческому мышлению. В истории общества также происходит, согласно Гегелю, ступенчатое самораскрытие мирового духа, устремляющегося к своей конечной цели – свободе. Соответственно этому критерию ( прогресс в сознании свободы) Гегель различал четыре периода (эпохи) всемирной истории : 1. Восточный мир (свободен только один человек – деспот). 2. Греческий мир (свободны только немногие – те, кто не в рабстве). 3. Римский мир (свобода ставится в рамки правовых отношений). 4. Германский мир(свободны все, т.к. свобода осознаётся как неотъемлемое право каждого человека, поэтому возникает гражданское общество, но высшее упорядочивающее начало – это государство).


27.01.2017; 07:52
хиты: 75
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь