пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

38. Проблема истины и ее роль в познании. Истина и заблуждение. Философские концепции истины.

Проблема истины как возможность достижения достоверного и адекватного знания о действительности была впервые осмыслена и сформулирована в античной философии. В своей классической фор­ме вопрос об истине, по существу, артикулировал фундаменталь­ную эпистемологическую проблему о соотношении мышления и бытия, сознания и объективного мира. Уже в философии Аристоте­ля была предпринята попытка специального анализа проблемы ис­тины и обоснован вывод о том, что данное понятие должно употреб­ляться для характеристики не вещей и предметов, а знаний о них. Причем истина понималась Аристотелем как такое знание, которое логически и содержательно соответствует действительному поло­жению вещей. Эту мысль античный философ выразил предельно четко и точно: «... истину говорит тот, кто считает разъединенное - разъединенным и связанное - связанным, а ложное - тот, кто дума­ет обратно тому, как дело обстоит с вещами». Именно этот аспект эпистемологического отношения между знанием и действительностью был положен в основание класси­ческой концепции истины, согласно которой она интерпретирова­лась как соответствие знаний познаваемой действительности. Впоследствии британским философом XX в. Дж. Муром эта кон­цепция истины была названа корреспондентской теорией исти­ны. Возникнув в античный период, классическая концепция ис­тины стала доминирующей в теории познания. Это обстоятельс­тво связано с тем, что она наиболее полно соответствовала природе и целям не только обыденного, но и специализированно­го научного и философского познания. Центральными понятиями классической концепции истины являются: соответствие и действительность. Соответствие знаний объектам и предметам понималось как их адекватное вос­произведение в идеально знаковой форме. Понятие действитель­ности трактовалось не только как характеристика того, что явля­ется элементом внешнего мира, но и всего того, что просто имеет место, существует. Основные постулаты или принципы классической концепции были непосредственным образом связаны с основоположениями эпистемологического реализма и исходили из допущения о су­ществовании объекта познания вне зависимости от субъекта и состояний его сознания. В качестве важнейших основоположений классической концепции истины выделяют следующие: а)         действительность, которая является предметом познания, в своем существовании не зависит ни от субъекта, ни от знания; б)         существует принципиальная возможность установить од­нозначное соответствие между знанием и действительностью; в)         имеется интуитивно ясный и однозначный критерий, позво­ляющий устанавливать соответствие либо несоответствие между знанием и действительностью; г)         классическая концепция истины претендует на статус логи­чески непротиворечивой системы знания. В процессе исторического развития философии классическая концепция истины столкнулась с рядом принципиальных про­блем, в результате осмысления которых все ее базовые принципы и постулаты подверглись критическому анализу и переосмысле­нию. К числу этих проблем необходимо отнести следующие воп­росы и гносеологические затруднения: а) вопрос о характере познаваемой действительности и формах ее детерминации; б)         проблему характера соответствия знания действительности; в)         парадокс бесконечного регресса в решении вопроса о крите­рии истины; г)         проблему логических противоречий и самореферентных высказываний в структуре классической концепции истины. Эти проблемы оказались неразрешимыми для классической концепции истины в ее первоначальной «наивной» форме и сти­мулировали развитие теории познания в двух направлениях. Первое из них было связано с попытками усовершенствовать и развить классическую теорию истины, предложив различные версии решения ее проблем. В рамках этого направления была обоснована диалектико-материалистическая концепция исти­ны, в которой можно выделить три основных содержательных компонента: а) учение об объективной истине; б) учение об истине как процессе движения познания от относительной истины к ис­тине абсолютной; в) учение о конкретности истины. Программа усовершенствования и рационализации класси­ческой концепции истины была также предложена в семантичес­кой теории истины А. Тарского. Он предложил устранить логи­ческие противоречия в классической концепции истины за счет строгого разделения языка науки на объектный язык и мета­язык. Причем, согласно Тарскому, употребление понятий истин­ного и ложного в принципе невозможно в терминах объектного языка, а допустимо лишь в области метаязыка. В рамках второго направления критики классической концеп­ции истины были обоснованы ее неклассические альтернативы. К основным из них относятся: Когерентная (лат. cohaerentia - связь, сцепление^ концепция истины (О. Нейрат, Р. Карнап, Н. Решер и другие). Согласно этой концепции истина есть свойство самосогласованности и ло­гической непротиворечивости знаний. Прагматическая (греч. pragma - дело, действие) концепция истины (Ч. Пирс, У. Джемс, П. Бриджмен и другие). В соответ­ствии с принципами прагматизма истина понимается как полез­ность знания, его инструментальная эффективность для решения познавательных проблем. Конвенционалистская (лат. conventio - соглашение^ концеп­ция истины (А. Пуанкаре, К. Айдукевич и другие). В рамках этой концепции истина интерпретируется как продукт соглаше­ния внутри научного сообщества, определяемого свободным выбо­ром понятийного и логического аппарата теории. В современной философии проблема истины все более ощути­мо лишается своего объективно-онтологического статуса и рас­сматривается в контексте интерпретации ценностных и субъек­тивно-личностных измерений сознания. В герменевтической традиции и аналитической философии доминируют формы лин­гвистического анализа истинности высказываний как конститу­тивных элементов языка науки. Специального исследования заслуживает научная истина, которая имеет свою специфику, отличающую ее от истин, полу­ченных в формах обыденного познания. Научная истина - это та­кое знание, которое должно удовлетворять требованиям двоякого рода: а) соответствовать исследуемой предметной области; б) быть согласованным с важнейшими методологическими нормами и критериями научности. Важно подчеркнуть, что истинное научное знание должно быть сформулировано в виде логически непротиворечивой, эмпирически обоснованной и принципиально проверяемой системы знания. Вместе с тем научная истина, особенно в социально-гуманитарном познании, должна рассматриваться и исследоваться в контексте до­минирующих социальных ценностей и универсалий культуры.

Истина и заблуждение
 

Сущностью процесса познания является получение как можно более объективного, полного и точного знания об окружающем мире. Различные философские школы по-разному отвечали на вопрос о возможности познания мира и получения истинного знания. Агностики считали, что получить достоверные знания невозможно, эмпирики — что это можно сделать только при помощи ощущений, а рационалисты утверждали, что критерием истины может быть только разум.

В истории философии существуют различные определения понятия «истина». Классическим считается определение, согласно которому истина есть соответствие мыслей человека окружающей действительности. В современной науке наиболее часто употребляемым определением является следующее: истина — это соответствие полученных знаний содержанию объекта познания.

Характерной чертой истины является наличие в ней объективной и субъективной стороны.

Объективная сторона показывает нам истину в той ее части, содержание которой от нас не зависит, поскольку оно существует в объективной реальности. Объективная сторона истины является предпосылкой такой ее черты, как конкретность. Конкретность истины — это зависимость получаемого знания от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они существуют и развиваются.

Субъективная сторона указывает на тот факт, что по своей форме истина всегда субъективна, поскольку при ее получении в процессе познания происходит взаимодействие объекта и субъекта познания, в котором непосредственное участие принимает сознание последнего.

Принято выделять истину абсолютную и истину относительную. Абсолютной истиной называют полное, неизменное, раз и навсегда установленное знание о каком-либо предмете или явлении. Однако в реальности подобное практически недостижимо. В большинстве случаев мы имеем дело с относительной истиной (или истинами), представляющей собой неполное, ограниченное, верное лишь в определенных условиях знание, которым обладает человек (человечество) на данном этапе своего развития.

Практически любая истина по своему содержанию объективна, а по форме — относительна.

Философы выделяют несколько видов истины: обыденную (повседневную), научную (которая, в свою очередь, подразделяется на истину в области математики, физики, биологии, химии, истории и т. д.), нравственную, художественную и др. Иначе говоря, виды истины соответствуют видам знания.

Три концепции истины:

В современной философии особенно отчетливо выделяются три концепции истины: соответствия, когерентности и прагматичности. Рассмотрим их.

Согласно концепции соответствия, истинными являются высказывания (а вслед за ними также чувства, мысли, интерпретации), которые соответствуют действительности. Высказывание «снег бел» истинно, если снег действительно бел; высказывание «снег бел» ложно, если снег на самом деле не бел. При этом мы должны объяснить, что значит «снег бел». Объяснить надо таким образом, чтобы даже дальтоник мог проверить, например приборами, бел снег или нет.

Выходит, что установление истины или заблуждения требует интерпретации. Отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений. Там, где в ходу многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, системность суждений. В этой связи говорят о когерентной концепции истины. Под когерентностью понимают сцепление и непротиворечивость высказываний. Концепция когерентности истины не отменяет, а обогащает концепцию соответствия.

Концепция, в которой критерием истинности выступает практика, называется прагматической концепцией истины (греческое слово прагма означает дело, действие). Смысл новой концепции истины очень прост: надо на деле, в действии проверять суждения на истинность и ложность, не ограничивать себя всего лишь теоретическими рассуждениями.

Представляется весьма верным утверждение американского философа Н. Решера, согласно которому три концепции истины не отменяют, а дополняют друг друга. Поэтому надо учитывать все три концепции истины. Но это, естественно, не означает их равнозначность во всех случаях жизни. Для математика на первом месте стоит когерентная концепция истины. Ему важно, чтобы его суждения гармонировали друг с другом. Для физика очень важно, чтобы его суждения вместе с их математической формулировкой соответствовали миру физических явлений. Значит, он особенно часто будет обращаться к концепции соответствия. Для техника большое значение имеет практика; надо полагать, что в центре его внимания будет постоянно прагматическая концепция истины.

 


24.01.2017; 22:03
хиты: 111
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь