Виртуальная машина (VМ, от англ. virtual machine) — программная и/или аппаратная система, эмулирующая аппаратное обеспечение некоторой платформы (target — целевая, или гостевая платформа) и исполняющая программы для target-платформы на host-платформе (host — хост-платформа, платформа-хозяин) или виртуализирующая некоторую платформу и создающая на ней среды, изолирующие друг от друга программы и даже операционные системы (см.: песочница); также спецификация некоторой вычислительной среды (например: «виртуальная машина языка программирования Си»).
Виртуальная машина исполняет некоторый машинно-независимый код (например, байт-код, шитый код, p-код) или машинный код реального процессора. Помимо процессора, ВМ может эмулировать работу как отдельных компонентов аппаратного обеспечения, так и целого реального компьютера (включая BIOS, оперативную память, жёсткий диск и другие периферийные устройства). В последнем случае в ВМ, как и на реальный компьютер, можно устанавливать операционные системы (например, Windows можно запускать в виртуальной машине под Linux или наоборот). На одном компьютере может функционировать несколько виртуальных машин (это может использоваться для имитации нескольких серверов на одном реальном сервере с целью оптимизации использования ресурсов сервера).
Виртуальные машины могут использоваться для:
- защиты информации и ограничения возможностей программ (см.: песочница);
- исследования производительности ПО или новой компьютерной архитектуры;
- эмуляции различных архитектур (например, эмулятор игровой приставки);
- оптимизации использования ресурсов мейнфреймов и прочих мощных компьютеров (см., например: IBM eServer);
- вредоносного кода для управления инфицированной системой: вирус PMBS, обнаруженный в 1993 году, а также руткит SubVirt, созданный в 2006 году в Microsoft Research, создавали виртуальную систему, которой ограничивался пользователь и все защитные программы (антивирусы и прочие).[2]
- моделирования информационных систем с клиент-серверной архитектурой на одной ЭВМ (эмуляция компьютерной сети с помощью нескольких виртуальных машин).
- упрощения управления кластерами — виртуальные машины могут просто мигрировать с одной физической машины на другую во время работы.
- тестирования и отладки системного программного обеспечения;
http://koi.tspu.ru/koi_books/stas/ Транслятором называется программа, обрабатывающая текст на некотором входном языке. Наиболее распространёнными видами трансляторов для языков программирования являются компиляторы и интерпретаторы.
Любой транслятор выполняет следующие основные задачи:
- анализирует транслируемую программу, в частности определяет, содержит ли она синтаксические ошибки;
- генерирует выходную программу (ее часто называют объектной) на языке машинных команд;
- распределяет память для объектной программы.
Компиляторы переводят текст программы с языка высокого уровня на язык низкого уровня – машинный код.
Интерпретаторы переводят текст программы с языка высокого уровня на язык команд некоторой абстрактной машины, программная реализация которой, как правило, входит в интерпретатор.
Анализирующая часть синтаксически управляемого транслятора состоит из лексического, синтаксического и контекстного анализаторов.
Лексический анализатор преобразует входной символьный поток в последовательность более крупных единиц – лексем. Например, текст из 14 символов (включая пробелы)
"x1-3.5+x2 <> y"
преобразуется в последовательность из 7 лексем
[id(x1),`-,n(3.5),`+,id(x2),'<>',id(y)].
Синтаксический анализатор входного языка проверяет синтаксическую правильность входной цепочки (уже разбитой на лексемы) и строит её семантическое дерево.