«Клиент — сервер»— вычислительная или сетевая архитектура, в которой задания или сетевая нагрузка распределены между поставщиками услуг, называемыми серверами, и заказчиками услуг, называемыми клиентами. Фактически клиенти сервер — это программное обеспечение. Обычно эти программы расположены на разных вычислительных машинах и взаимодействуют между собой через вычислительную сеть посредством сетевых протоколов, но они могут быть расположены также и на одной машине. Программы-серверы ожидают от клиентских программ запросы и предоставляют им свои ресурсы в виде данных или в виде сервисных функций. Поскольку одна программа-сервер может выполнять запросы от множества программ-клиентов, её размещают на специально выделенной вычислительной машине, настроенной особым образом, как правило, совместно с другими программами-серверами, поэтому производительность этой машины должна быть высокой.
Трёху́ровневая архитекту́ра — архитектурная модель программного комплекса, предполагающая наличие в нём трёх компонентов: клиента, сервера приложений и сервера баз данных.
Клиент (слой клиента) — это интерфейсный компонент комплекса, предоставляемый конечному пользователю. Этот уровень не должен иметь прямых связей с базой данных , быть нагруженным основной бизнес-логикой и хранить состояние приложения. На этот уровень обычно выносится только простейшая бизнес-логика: интерфейс авторизации, алгоритмы шифрования, проверка вводимых значений на допустимость и соответствие формату, несложные операции с данными, уже загруженными на терминал.
Сервер приложений (средний слой, связующий слой) располагается на втором уровне, на нём сосредоточена бо́льшая часть бизнес-логики. Вне его остаются только фрагменты, экспортируемые на клиента, а также элементы логики, погруженные в базу данных. Серверы приложений проектируются таким образом, чтобы добавление к ним дополнительных экземпляров не требовало внесения изменений в программный код приложения.
Сервер баз данных (слой данных) обеспечивает хранение данных и выносится на отдельный уровень, реализуется, как правило, средствами систем управления базами данных, подключение к этому компоненту обеспечивается только с уровня сервера приложений.
В простейших конфигурациях все компоненты или часть из них могут быть совмещены на одном вычислительном узле. В продуктивных конфигурациях как правило используется выделенный вычислительный узел для сервера баз данных или кластер серверов баз данных, для серверов приложений — выделенная группа вычислительных узлов, к которым непосредственно подключаются клиенты (терминалы).
Для создания пользовательского интерфейса Web-приложения возможно использование как серверных, так и HTML-элементов управления. Как известно, доступ к серверным элементам управления возможен из кода приложения, что дает больше возможностей по управлению ими. Однако серверные элементы требуют больше ресурсов, т. к. для них необходимо сохранение значений состояний их атрибутов.