Коммуникативные методы извлечения знаний охватывают методы и процедуры контактов инженера по знаниям с непосредственным источником знаний – экспертом.
В свою очередь коммуникативные методы можно разделить на активные и пассивные. Пассивные методы подразумевают, что ведущую роль в процедуре извлечения знаний играет эксперт, а инженер по знаниям только протоколирует высказывания эксперта во время его работы. В активных методах инициативой владеет инженер по знаниям, который контактирует с экспертом различными способами: в играх, диалогах, беседах за круглым столом. Следует отметить, что активные и пассивные методы могут чередоваться даже в рамках одного сеанса извлечения знаний.
Анкетирование является наиболее стандартизованным методом. В этом случае инженер по знаниям составляет анкету, размножает ее и использует для опроса нескольких экспертов. Это основное преимущество анкетирования.
Под интервью понимается специфическая форма общения инженера по знаниям и эксперта. При этом инженер по знаниям задает эксперту серию заранее подготовленных вопросов с целью извлечения знаний о предметной области. Основное отличие интервью от анкетирования состоит в том, что оно позволяет аналитику опускать ряд вопросов в зависимости от ситуации, генерировать новые вопросы, изменять темп и разнообразить ситуацию общения.
Представляет интерес остановиться еще на одном методе извлечения знаний – экспертных играх. Игрой называется такой вид человеческой деятельности, который отражает (воссоздает) другие ее виды [1]. Понятие экспертной игры, или игры с экспертами в целях извлечения знаний, формировалось на основе трех разновидностей игр:
· деловых игр, широко используемых при подготовке специалистов и моделировании;
· диагностических игр;
· компьютерных игр, применяемых в обучении.