Объектно-ориентированная методология предполагает разработку моделей бизнес-процессов на нескольких уровнях детализации:
• П-модели (Use-Case Model) – модели прецедентов использования,
• О-модели (Object Model) – объектной модели,
• В-модели (Object Interaction Model) – модели взаимодействия объектов.
Модель прецедентов использования (П–модель)
Модель прецедентов использования отображает бизнес-процессы в обобщенном виде, представляя описания прецедентов (процессов), взаимодействия с ними внешних пользователей (актёров) и распределение прецедентов по физическим подсистемам.
Прецеденты использования могут классифицироваться на подтипы, используя отношения обобщения (include), когда из нескольких прецедентов выделяется общая часть в вышестоящий прецедент, или отношение расширение (extends), когда общий тип прецедента разбивается на подтипы
Объектная модель (О-модель)
Различают три типа объектов:
Интерфейсный объект – активный объект, персонал (структурное подразделение), который отвечают за взаимодействие с акторами.
Управляющий объект – активный объект, персонал, выполняющ бизн-процесс.
Сущность – пассивный объект, над которым выполняются операции обработки бизнес-процесса.
К отношениям относятся обобщение, агрегация, ассоциация объектов, а также связи между объектами и атрибута- ми, подсистемами:
- Отношения ассоциации 1:1,1:М, М:N(могут быть поименованы)
- Отношения обобщения (наследования) и агрегации (целое – часть)
- Принадлежность атрибутов объектам
В-модель – модель взаимодействия объектов
Модель взаимодействия объектов отображает технологию выполнения бизнес процесса (прецедента использования). В-модель представляется в табличном виде по следующим правилам:
1. В подлежащем таблицы последовательно задаются основные операции по реализации прецедента использования.
2. В столбцах таблицы указываются объекты всех типов, участвующих в реализации прецедента. Акторы прецедента задаются на границах матрицы, то есть на правой границе подлежащего.
3. По горизонтали от одной клетки таблицы к другой клетке проводится стрелка, отражающая взаимодействие (коммуникацию) объектов в рамках одной операции. Эта стрелка означает, что первый объект в рамках выполняемой операции посылает сообщение второму объекту о необходимости выполнения действия. При получении сообщения второй объект выполняет действие
4. На пересечении строк и столбца вертикально отображается отрезок времени, в течение которого выполняется то или иное действие над объектом.