Хождение – жанр дрл, имеющий форму путевых заметок, в к. русские путешественники описывали свои впечатления от посещения иностранных земель. Сохранилось более 70 хождений, из к-ых около 50 оригинально – исторических и более 20 переводных и легендарно – апокрифических. Они отличались опред-ым предметом повествования, особым типом поествователя (автор – путешественник) и нек-ым яз-ым своеобразием.Н. И. Прокофьев полагает,что для 10-14 вв. хар-ны паломнические хождения, где автор – паломник по местам христианских достопримечательностей Ближнего Востока. Затем (в 14 – 15 вв.) автором становится посол (посольские хождения) по гос-ым делам и торговый гость (купеческие хождения), к-ые создают путевые записки о Зап-ой Европе, мусульманском Востоке и далекой Индии. В 16 – 18 вв. путевые очерки пишут путешественники-землепроходцы (землепроходческие хождения), выходцы из соц-ых низов, особенно из казачьей среды. С т.з. Н. И. Прокофьева в правила составления хождений входили след.аспекты:
1.монологическая речь (от 1-го л.)
2.наличие трад-ого зачина с уверением в достоверности изображаемого
3.иногда опред-ся сословная принадлежность автора
4.иногда указ-ся причины, побудившие автора взяться за перо
5.основная часть-описание предметов и лиц
Последовательность описания м/б либо временной (для светских), либо пространственной (хар-н для паломнических). Композиция паломнических хождений отличается тем,что в них встречаются вставные эпизоды легендарно-библейского содержания. Язык – разговорный древнерусский. Н.И. Прокофьев выделил 5 групп хождений:
1.документально-худ-ые произ-ия, составленные на основе личных впечатлений
2. «путники» - краткие практические указатели маршрута
3. «скаски» - записи устных рассказов русских людей, побывавших в чужих странах или приезжавших на Русь иностранцев
4.статейные списки – отчеты русских послов о поездке за границу с дипломатической миссией
5.легендарные или вымышленные рассказы о путешествиях, составленные с публицистической целью
Сам жанр возник в начале 12 в.(«Хождение Игумена Даниила») и берет свои корни с переводной лит-ры. Со временем круг описываемых явлений заметно расширялся – быт, нравы в описываемых странах. Исчезли описания святынь и легенд.
Даниил – игумен одного из южнорусских (предположительно, черниговких) монастырей, паломник, писатель начала 12 в. Известен как автор «Хождения» - 1-ого дошедшего до нас русского описания путешествия в Святую Землю (Палестину). Оно дошло до нас более чем в 150 списках, самых ранний их к-ых дат-ся 2-ой половиной 15 в. Свое путешествие он совершил м/у 1104 г.( взятие крестоносцами г. Акры, о принадлежности к-ого к Иерусалимскому кор-ву говорит Даниил) и 1113 г. (кончина киевского кн. Святополка Изяславича, упомянутого Даниилом). В Палестине Даниил пробыл около 16 месяцев. Он детально описывает виденные им библейско – христианские святыни и попутно пересказывает связанные с этими святынями предания, в основном легендарно-апокрифического толка, устного или книжного происхождения. Повествование обрамлено вступлением и заключением. Основная часть разбита на главы. Его рассказ тщательно описывает различные архитектурные сооружения, хар-ет природу Палестины, обращает внимание на хоз-ую жизнь страны, на особенности земледелия. Для стиля хар-н лаконизм и скупость яз-ых ср-в. Эпитеты носят описательный или оцен-ый хар-р. Свое путешествие Даниил начинает и оканчивает в Константинополе.
Даниил (втор.пол. XI — нач.XII в.) — игумен одного из черниговских монастырей, автор «Хождения». Д. в начале XII в. (по мнению Ю. П. Глушаковой, в 1104—1107 гг.) посетил Палестину, «Житье и хожение Даниила, Русьскыя земли игумена» является древнейшим из известных памятников этого жанра.
По пути из Руси Д. останавливался в Константинополе, Эфесе, на острове Кипр. В самой Палестине он провел 16 месяцев, жил в монастыре св. Саввы под Иерусалимом, побывал в различных районах Иерусалимского королевства. Д. подробно описывает маршрут каждой поездки, увиденные им достопримечательности, попутно пересказывая связанные с ними библейские и апокрифические легенды или предания церковной истории. Д. описывает природу Палестины, ее плодородные земли, сады и виноградники, при этом в топографических описаниях нередко прибегает к сравнениям с природой и ландшафтом русских земель. Интерес представляет также рассказ Д. о встречах его с иерусалимским королем Балдуином, о рискованных поездках по дорогам, на которых паломников подстерегали засады «сарацин», о богослужении в иерусалимском храме. Особенности «Хождения игумена Даниила»:
- описания святых мест;
- множество реальных пейзажных зарисовок, он стремится к предельной конкретности изображаемого;
- пересказ или упоминание житийных, библейских или апокрифических легенд;
- повествование о самом путешествии и рассуждения о повествователе.
Также поразительна разносторонность интересов игумена: помимо святых мест его интересуют практические вопросы - оросительная система Иерихона, добыча фимиама на острове Кипр, особая планировка Иерусалима, построенного в форме 4-х конечного креста. Для стиля произведения характерен лаконизм и скупость языковых средств. Даниил предпочитает простую лексику конкретно-бытового характера. Эпитеты обычно носят описательный или оценочный характер. Простой язык объясняется тем, что игумен с самого начала дал себе установку писать просто и понятно для обычных людей.