пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

8.ораторская проза

:Становление жанров ораторской прозы. «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона.

 

Ораторская проза XI-XII вв. Утверждение христианства на Руси с ранних пор сопровождалось развитием проповедей, поучительной литературы, пропагандой основных положений новой веры. Проповедь излагала элементарные основы христианской религии и пользовалась простым языком. Слово-термин, характеризующий эпидейктическое (торжественное красноречие), или ораторское красноречие. Этот род красноречия был доступен не каждому. Требовал глубины содержания, выучки, профессионального мастерства, литературной культуры. В торжественных словах поднимались большие общественнополитичесие и религиозные проблемы. Наиболее значительный автор такого рода произведений митрополит Иларион. Сведения о его жизни крайне скудные. В «Повести временных лет» под 1051 годом сообщается, что собор русских епископов и Ярослав Мудрый поставили Иллариона в митрополиты. Ранее он был священником в Берестове – в пригороде Киева. Ранее византийская церковь присылала русской церкви своих митрополитов.Но уже в 1055 году в новгородской летописи в качестве русского митрополита упоминается грек Ефрем, о судьбе Илариона ничего не говорится. Умер он или нет - не известно. Не ясен вопрос и об объеме литературной деятельности Илариона. Ему приписывают небольшой отрывок «Исповедь веры», «Слово о Законе и Благодати»,но подписи под этими памятниками нет. Рассмотрим «Слово» митрополита Иллариона. К 988 году после принятия христианства Русским государством потребовалось не только множества переводных церковно-богослужебных и церковно-просветительских книг, но и составления собственных, русских сочинений, посвященных нуждам местной, русской церкви. В этом отношении исключительное значение имеет "Слово о Законе и Благодати" митрополита Иллариона. Как предполагает Н.Розов, было впервые произнесено Илларионом в 1049 году в честь завершения строительства киевских оборонительных сооружений. Значение памятника выходит за рамки жанра торжественных праздничных слов, произносимых в церкви перед верущими. Тема "Слова" - тема равноправности народов, резко противостоящая средневековым теориям богоизбранничества лишь одного народа, теориям вселенской империи или вселенской церкви. Илларион указывает, что Евангелием и крещением Бог "все народы спас".

"Слово" написано в виде трехчастной композиции, и каждая часть легко вытекает из предшествующей, постепенно сужая тему.

Первая часть касается основного вопроса исторических взглядов средневековья: вопроса взаимоотношения двух заветов: Ветхого - "закона" и Нового - "благодати". Символические схемы этой части традиционны, ряд образов заимствован в ней из византийской богословской литературы. В частности, неоднократно указывается на влияние "слова" Ефрема Сирина "на Преображение"

Илларион утверждает, что Новый завет имеет вселенский, универсальный характер по сравнению с национальной ограниченностью Ветхого завета ("закона"). Подзаконное состояние при Ветхом завете сопровождалось рабством, а "благодать" (Новый завет) - свободой.

Илларион приводит многочисленные доказательства того, что время замкнутости религии на одном народе, в данном случае – еврейском, прошло, что наступило время свободного приобщения к христианству всех народов без исключения; все народы имеют одинаковое право приобщения к Богу.

Вторая тема более узкая: распространение христианской веры по Русской земле. Русский народ имеет большой потенциал в историческом развитии. Патриотическое воодушевление Илариона достигает высшей степени напряжения в третьей части "Слова", посвященной прославлению Владимира Святославича.

В третьей части возносится похвала князю Владимиру, а переходом от второй части к третьей служит изложение средневековой богословской идеи: каждая из стран мира имела своим просветителем одного из апостолов. На Руси же Илларион признает таким покровителем Владимира: "Похвалим же и мы, по силе нашей, малыими похвалами великаа и дивнаа сътворышааго, нашего учителя и наставника, великааго кагана нашеа земли Володимера". Затем Илларион переходит к описанию Владимира, подразумевая необходимость его канонизации: он уверовал в Христа, не видя его, он неустанно творил милостыню; он очистил свои прежние грехи этой милостыней; он крестил Русь - славный и сильный народ - и тем самым равен Константину, крестившему греков. В некоторых рукописях после заключительной части следует молитва: "И донеле же стоить мир, не наводи на ны (то есть на русских) напасти искушениа, ни предай нас в рукы чуждиих (то есть врагов), не прозоветься град твой (то есть Киев) град пленен, и стадо твое (то есть русские) пришельци в земли несвоей". Была ли эта заключительная молитва Илариона изначально частью "Слова", или она была составлена отдельно - еще не совсем ясно, но, во всяком случае, она едина со "Словом" по мысли. Илларион излагает учение о равноправности всех народов, свою теорию всемирной истории как постепенного и равного приобщения всех народов к культуре христианства.

Таким образом, все "Слово" Иллариона от начала до конца представляет собой стройное и органическое развитие единой патриотической мысли, которая не ограничивается национальной нетерпимостью: Илларион все время подчеркивает, что русский народ только часть человечества. Соединение богословской мысли и политической идеи создает жанровое своеобразие "Слова" Иллариона - своем роде это единственное произведение.

"Слово" Иллариона составлено между 1037 и 1050 годами. М. Д. Приселков сужает эти хронологические вехи до 1037-1043 годов, считая, и, по-видимому, правильно, что оптимистический характер "Слова" указывает на его составление до несчастного похода Владимира Ярославича на Константинополь в 1043 году.

"Слово", несомненно, предназначалось для произнесения во вновь отстроенном храме, пышности которого удивлялись современники - Софии. Против произнесения "Слова" в Десятинной церкви, как уже было отмечено исследователями, свидетельствует то место "Слова", где Илларион, говоря о Владимире, упоминает Десятинную церковь в качестве посторонней. Присутствие Ярослава и жены его Ирины на проповеди Илариона, отмеченное в "Слове", прямо указывает на Софию, как на место, где было произнесено "Слово". София была придворной церковью, соединяясь лестницей с дворцом Ярослава. Именно София стала центром русской книжности, собрав "письце мъногы" и "кънигы мъногы". В 1051 году здесь был поставлен на митрополичью кафедру Иларион, бывший пресвитером загородной придворной церкви Ярослава Мудрого на Берестове, но, очевидно, принимавший участие в богослужениях в Софии и раньше. Если "Слово" было действительно произнесено в Софии, то нам станут понятны все те восторженные отзывы о строительной деятельности Ярослава и о самой Софии, которые содержатся в "Слове". Илларион говорит о Софии, что подобного ей храма "дивна и славна"... "не обрящается в всемь поунощи (севере) земнеем, ото востока до запада". Росписи Софии и, в частности, ее хоров можно соотнести со "Словом": К X и XI векам росписи храмов выработались в сложную систему изображения мира, всемирной истории "невидимой церкви". Весь храм представлялся как бы некоторым микрокосмосом, совмещавшим в себе все основные черты символического христианско-богословского строения мира. Это в особенности следует сказать и о храме Софии Киевской. Фрески и мозаики Киевской Софии могли наглядно иллюстрировать проповедь Иллариона.

София в Киеве, церковь Спаса в Чернигове, София в Новгороде остались самыми крупными и роскошными церковными постройками в этих городах на всем протяжении русской истории до самого XIX века, олицетворяя равноправие Руси на мировой христианской арене.Торжественные “слова” Кирилла Туровского (вторая половина XII в.). “Слово на новую неделю по пасхе”. Лирико-драматический характер “слов” Кирилла Туровского, элементы символического пейзажа.


26.05.2017; 22:53
хиты: 0
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь