Одна из особенностей развития русской философии в России – это условия ее существования, по сравнению с западноевропейскими были крайне неблагоприятными.
В России преподавание философии находилось под строжайшим государственным контролем, не допускавшим никакого философского свободомыслия по политическим мотивам.
Ведущей темой стала тема России, постижения смысла ее существования в истории. С этой темы начиналось становление русской философской мысли, и она оставалась актуальной на всем протяжении ее развития.
Главная проблема: является ли исторический путь России таким же, как и путь Западной Европы, и особенность России заключается лишь в ее отсталости или же у России особый путь и ее культура принадлежит к другому типу?
Лидеры славянофильства – А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, К.С. Аксаков, Ю.Ф. Самарин – выступали обоснованием самобытного пути развития России.
Как идейное течение общественной мысли западничество не было единым и однородным. Среди западников (П.Я. Чаадаев, А.И. Герцен, В.Г. Белинский, Т. Н. Грановский, Н.В. Станкевич и др.) были мыслители самых разных убеждений, в том числе либералы, радикалы. Однако их всех объединяло неприятие крепостного права, отсталости русской жизни, вера в европейское будущее России путем усвоения исторических достижений стран Западной Европы.