пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Вопрос №22 Гуманистическая психология и современное образование, учение А. Маслоу. Личностно-ориентированное обучение, индивидуализация и дифференциализация обучения. Психологические основы обучения в возрастной периодизации.

Из истории гуманистической психологии

Истоки гуманистической психологии, по общему признанию историков науки, следует искать в философских традициях гуманистов эпохи Возрождения, французского Просвещения, немецкого романтизма, немецкой классической философии, традициях европейской и прежде всего русской художественной литературы конца XIX – начала XX в., а также в учениях экзистенциалистов и восточных философско-религиозных системах.

 

Однако как самостоятельное течение гуманистическая психология оформилась только в начале 1960-х гг. Она противопоставила себя, с одной стороны, бихевиоризму, с его механистическим подходом к изучению психики человека, с другой – психоанализу, за культивируемые им представления о жесткой предопределенности истоков душевной жизни.

 

Так, если бихевиористы считали, что наш внутренний мир полностью зависит от воздействия средовых факторов, психоаналитики, напротив, воспринимали человека как раба влечений и инстинктов. Лидеры гуманистической психологии (А. Маслоу, К. Роджерс и др.) предложили новый взгляд на природу человеческой психики. Они отстаивали идею целостности природы человека, подчеркивали роль сознательного опыта, свободы выбора, творческой инициативы, стремления людей к самосовершенствованию.

 

Учение о самоактуализации А. Маслоу

 

Сторонники гуманистической психологии отстаивали ценность своеобразия личности, неповторимости любого человека, его непохожести на других. Они считали, что каждый человек способен сам определять путь в жизни и раскрывать свой уникальный личностный потенциал. Вопреки психоаналитикам, они утверждали, что наши желания изначально не содержат ничего низкого, темного и злого. Их не надо подавлять, им надо доверять, к ним надо прислушиваться. Главная движущая сила человеческого поведения – стремление к самореализации, самосовершенствованию.

 

Это изначально присущее стремление раскрыть свой внутренний потенциал представители гуманистической психологии считают главным побудительным мотивом творчества человека (К. Гольдстейн, К. Роджерс и др.).

 

Первые зримые ростки данного стремления проявляются уже в детстве и для того, чтобы успешно развиваться, они должны всячески поддерживаться образованием. Существенный вклад в разработку данной проблемы внес А. Маслоу, считавший, что люди изначально, генетически мотивированы для поиска личных целей, и это делает их жизнь значительной и осмысленной. Развитие человека он представлял как восхождение по "лестнице потребностей". "Пирамида потребностей" А. Маслоу получила широкую известность и многократно воспроизводилась во многих работах, поэтому предельно кратко напомним, что она включает в себя пять уровней:

 

– первый уровень составляют физиологические потребности (потребности, связанные с поддержанием внутренней среды организма и потребности не гомеостатической природы – сон, половые и др.);

– второй уровень – потребности в безопасности, стабильности, уверенности, защищенности и др.;

– третий уровень – потребности в любви и привязанности, общении, желании иметь свое место в группе и др.;

– четвертый уровень – потребности в уважении, самоуважении, независимости, самостоятельности, мастерстве и др.;

– пятый уровень – потребности в самоактуализации, самореализации в творчестве.

 

Все они врожденные и, по сути, представляют собой инстинкты. Актуализация тех или иных мотивов, считает А. Маслоу, зависит от того, удовлетворены ли потребности предыдущих, более низких уровней. Одним из наиболее ярких понятий, активно разрабатываемых А. Маслоу и тесно связанных с гуманистической психологией, является самоактуализация.

 

Самоактуализация, по А. Маслоу, – это стремление человека постоянно воплощать, реализовывать, опредмечивать себя, свои способности, свою сущность. У людей, наиболее склонных к самоактуализации, по мнению А. Маслоу, доминирующим мотивом поведения чаще всего является радость от использования своих способностей, и этим они отличаются от тех, кто стремится удовлетворить потребности в том, чего им недостает.

 

А. Маслоу утверждал, что творчество является неотъемлемой характеристикой самой природы человека, а творческие способности – не удел избранных, они заложены в каждом из нас. Но при этом, но оценке самого А. Маслоу, на практике самоактуализация – большая редкость. А. Маслоу провел ряд эмпирических изысканий. В начале он специально изучал биографии людей-самоактуализаторов (Б. Спиноза, А. Линкольн, А. Эйнштейн, Т. Рузвельт и др.). Затем отбирал студентов американских колледжей, обладавших сходными характеристиками. Обнаружилось, что только 1% студентов обладают подобными признаками, и еще меньшему количеству удается их реализовать.

 

Выделенный А. Маслоу комплекс психических свойств, присущих самоактуализирующимся людям, был довольно объемен:

 

1. Более эффективное восприятие реальности. Они видят действительность такой, какая она есть, а не такой, как им хотелось бы ее видеть.

2. Принятие себя, других и природы. Самоактуализирующиеся люди могут переносить слабости других и не бояться их силы.

3. Непосредственность, простота, естественность. У рассматриваемой категории людей не отмечается склонности к лицемерию. Их принципы – быть, а не казаться, они проявляют открытость и искренность.

4. Центрированность на проблеме. А. Маслоу утверждал, что все изученные им личности, у которых четко проявились потребность и способность к самоактуализации, были привержены какой-то задаче, долгу, призванию или любимой работе, которую они считали важной. То есть они были не эгоцентрированы, а, скорее, ориентированы на проблемы, стоящие выше их непосредственных потребностей, которые они для себя считали жизненной миссией.

5. Независимость, потребность в уединении. Самоактуализирующиеся люди могут находиться в одиночестве и не ощущать себя одинокими. И условием этого является постоянная, интенсивная работа их внутреннего мира, сосредоточенность на решении занимающих их ум задач.

6. Автономность и относительная независимость от культуры и окружения. Эти качества, по утверждению А. Маслоу, позволяют им полагаться на свой собственный потенциал и на внутренние источники роста и развития.

7. Свежесть восприятия. Самоактуализирующиеся люди обладают способностью оценивать по достоинству даже самые обычные события в жизни, при этом ощущая новизну, благоговение, удовольствие и даже экстаз.

8. Вершинные или мистические переживания. Возникая у самоактуализирующихся людей, они представляют собой экстатические состояния, которые переживаются в кульминационные моменты в прорывах творчества, озарения, открытия или слияния с природой.

9. Общественный интерес. Он выражается у самоактуализирующихся людей в виде чувства сострадания, симпатии и любви к человечеству.

10. Глубокие межличностные отношения. Как установил А. Маслоу, обычно круг близких друзей у самоактуализирующихся людей невелик, так как оказывается, что дружеские отношения в стиле самоактуализации требуют большого количества времени и немалых усилий.

11. Самоактуализирующиеся личности самые демократичные люди. У них нет предубеждений и потому они уважают других людей. В то же время они не считают других людей равными друг другу.

12. Разграничение средств и целей. Самоактуализаторы придерживаются определенных нравственных норм, им присуще обостренное чувство разграничения целей и средств их достижения.

13. Философское чувство юмора. А. Маслоу отмечал, что из-за подобного отношения к юмору самоактуализирующиеся люди часто кажутся сдержанными и серьезными.

14. Креативность. А. Маслоу утверждал, что все без исключения люди, склонные к самоактуализации, обладают способностью к творчеству и эту свою способность не перестают проявлять.

15. Сопротивление окультуриванию. Самоактуализирующиеся люди, хотя и находятся в гармонии со своей культурой, тем не менее, могут быть чрезвычайно независимыми и нетрадиционными, если затрагиваются какие-то основные их ценности.

 

По мнению А. Маслоу, самоактуализирующиеся люди являются образцами психического здоровья. Они показывают всем, что потенциал психологического роста человечества гораздо выше, чем тот, которого достигают большинство людей. При этом он отмечает, что самоактуализаторы, как правило, далеко не ангелы. Им свойственны и психические срывы, и чувство тревоги, и сомнения в своих возможностях.

 

В значительной мере благодаря гуманистической психологии произошел всплеск интереса к изучению сознания. Это оказало не только мощное влияние на образование, но и способствовало появлению и развитию когнитивной психологии.

 

Личностно-ориентированный подход в преподавании - концентрация внимания педагога на целостной личностичеловека, забота о развитии не только его интеллекта, гражданского чувства ответственности, но и духовной личности с эмоциональными, эстетическими, творческими задатками и возможностями развития.

 

Цель личностно ориентированного образования - создание условий для полноценного развития следующих функций индивидуума:

 

способность человека к выбору;

умение рефлексировать, оценивать свою жизнь;

поиск смысла жизни, творчество;

формирование образа “Я”;

ответственность (в соответствии с формулировкой “ Я отвечаю за всё”);

автономность личности (по мере развития она всё больше освобождается от других факторов).

Требование учета индивидуальных особенностей учащихся на­ходит свое отражение виндивидуализации и дифференциации обучения, которые являются осуществлением в обучении дидактических принципов индивидуального и дифференцированного подходов. В настоящее время не существует единых общепринятых определений понятий «индивидуализация» и «дифференциация» обучения. Так, некоторые исследователи употребляют их как синонимы, другие используют один из них, но в достаточно широком смысле. В частности, по их мнению, индивидуализация обучения может проявляться в варьировании темпа учения, целей, методов обучения, учебного материала, требуемого уровня успеваемости и т.п. К этому добавляется и формирование групп на основании общих признаков.

 

В работах И.Унт индивидуализация понимается как учет в про­цессе обучения индивидуальных особенностей учащихся во всех его формах и методах, независимо от того, какие особенности и в каких формах учитываются, а дифференциация - как такой учет индивидуальных особенностей учащихся, при котором они группируются на основании каких-либо особенностей для отдельного обучения. При таком подходе индивидуализация является более общим понятием, чем дифференциация, и включает в себя последнее.

 

Существует наиболее распространенный подход, при котором общим (родовым) понятием является понятие дифференциации обучения, включающее в себя понятие индивидуализации как видовое. В этом случае учебно-воспитательный процесс, для которого характерен учет типичных индивидуальных особенностей учащихся, называют дифференцированным, а обучение в условияхэтого процесса - дифференцированным обучением.

 

 

 

Психологические основы обучения в возрастной периодизации.

 

Личность является прежде всего субъектом соци­альных отношений и сознательной деятельности, по­этому в качестве основания периодизации становле-60 ния личности выбирается социальная ситуация раз­вития или ведущая деятельность. Важное значение придается культурно-исторической обусловленно­сти развития личности. Б. Г. Ананьев писал: «Жиз­ненный путь человека - это история формирования и развития личности в определенном обществе, совре­менника определенной эпохи и сверстника опреде­ленного поколения. Вместе с тем фазы жизненного пути датируются историческими событиями, сменой способов воспитания, изменениями образа жизни и системы отношений, суммой ценностей и жизнен­ной программой — целями и смыслом жизни, кото­рыми данная личность владеет. Фазы жизненного пути накладываются на возрастные стадии онтогене­за, причем в такой степени, что в настоящее время некоторые возрастные стадии обозначаются именно как фазы жизненного пути, например предшкольное, дошкольное и школьное детство»1.


24.06.2018; 17:36
хиты: 77
рейтинг:0
Общественные науки
психология
педагогическая психология
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь