Стилевое разнообразие в художественной культуре XVIII ст. стало возможным благодаря свободе творчества и самовыражения, присущей Новому Времени.
В эту эпоху господствовали два, т.н. "больших стиля": барокко и классицизм, но формировалось и множество новых стилей и течений.
В XVIII в. барокко все больше обретает светские черты, продолжается оформление Лувра, Версаля, возводится Зимний дворец (при Петре1)
Барокко - сознание и вкусы верхов общ-ва. Классицизм - антифеодальные, демократические, революционные мотивы. Идеи просвещения.
- обращение к традициям и принципам античности и Возрождения;
- чужды эмоции
- идейная направленность и особая значимость общественно-воспитательной функции искусства
- рационализм, представление о том, что художественное произведение является плодом разума и логики, отсюда ― строгая логика сюжетов;
- доминирование светского начала над религиозным, окончательное утверждение светского искусства;
- уравновешенность и простота форм, геометрическая и компози-ционная правильность, строгое соответствие формы содержанию;
- сдержанность и величие человеческих эмоций и чувств; нормативность.
- Гете, Шиллер, Ломоносов, Бетховен, Моцарт (классицизм)
Светская культура создает изысканный аристократический стиль рококо, ставший продолжением барокко, точнее, его видоизменением. Витиеватость, вычурная декоративность, отбросив холодную парадность классицизма, торжественность и пышность барокко, утонченная архитектура рококо стремится быть приветливой, уютной. Изогнутая, капризная линия, напоминающая очертания раковины,— его главный признак. Популярен в Баварии.
Художники рококо ― французы Ж.-А.Ватто, Франсуа Буше (Завтрак).
Творчество Буше-живописца исключительно многогранно, он обращался к аллегорическим и мифологическим сюжетам, изображал деревенские ярмарки и фешенебельную парижскую жизнь, писал жанровые сцены, пасторали, пейзажи, портреты.
Реализм. Просветительские идеи (эпоха пр). В основном, где протестанство.
приобретает конкретно-исторические формы и творческие методы — просветительский, критический, социалистический реализм.
Рождение реализма в живописи чаще всего связывают с творчеством французского художника Гюстава Курбе (1819—1877)
бароккоиллюзионизм Караваджо, Вермеера и Веласкеса, импрессионизм Мане (1882) Завтрак в мастерской) и Дега,нюненские работы Ван Гога, прецизионизм Эдварда Хоппера.
1870-е годы реализм разделился на два основных направления — натурализм и импрессионизм.
Иван Шишкин (утро в сосновом лесу), Репин (Бурлаки на Волге)
26. Структура художественной культуры второй половины XIX (19 века). Система искусств и жанров
Романтизм ― общекультурное движение, возникшее, как реакция на Просвещение и научно-технический прогресс, и охватившее разные стороны и явления общественной жизни: литературу, музыку, театр, гуманитарные науки, пластические искусства. Вместе с тем, романтизм не был столь универсальным и всеобъемлющим стилем, как классицизм или барокко, не затронув, к примеру, архитектуру.
Романтизму, как и классицизму, свойственны героическая патетика, классическая правильность композиции, но романтизм оживляет и одухотворяет все это богатством воображения, эмоциональностью, вниманием к конкретной личности. Высок интерес романтизма к исторической тематике.
Ярким примером романтизма в литературе является трагедия Й.В.Гете "Фауст". Вообще фигура Гёте ― особое явление в литературе XVIII ст., так как его разностороннее творчество охватывает и классицизм, и романтизм, и просветительский реализм, и сентиментализм.
Романтическому искусству свойственны: повышенная ценность индивидуальности, непохожести на других; отказ от рационалистических принципов,культа разума, характерного для просветителей; идеализация природы, которая нередко становится одним из действующих лиц художественного произведения; устремленность кбезграничной свободе; утверждение сильных (порой бунтарских) страстей и характеров; фатализм, игра с судьбой; интерес к своим культурным корням, фольклорные мотивы.
Особо выразительно эстетика романтизма проявилась в поэзии.
Среди наиболее заметных представителей романтизма в литературе —поэты Г.Гейне и Дж.Байрон, А.С.Пушкин и М.Ю.Лермонтов; писатели-романисты В.Скотт, В.Гюго, а.Дюма, Жорж Санд, Г.Ибсен.