пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

14.​Диалектика Г. Гегеля.

Г.В.Ф. Гегель (1770-1831) –наиболее крупный представитель немецкой классической философии, создатель систематической теории диалектики на основе объективного идеализма.Исходя из тождества субъекта и объекта, Гегель основой всей действительности в природе и обществе считал безличный мировой дух – деятельное начало, давшее импульс к возникновению и развитию мира. Деятельность духа заключается в мышлении, а цель – в самопознании. Общую схему творческой деятельности мирового духа задаёт «абсолютная идея» - духовный универсум, содержащий в себе определение всех явлений.

В процессе самопознания мировой дух, по Гегелю, проходит три ступени :

1- ступень логики : пребывание мирового духа в стихии чистого мышления, когда он раскрывает богатство своего содержания в системе законов и категорий диалектики по принципу триады : тезис – антитезис – синтез. Это – пребывание мирового духа в форме субъекта ( работа «Наука логики»).

2.- ступень природы, когда происходит отчуждение духа, т.е. его переход в иную, чуждую ему форму бытия, когда он существует в виде явлений природы, объекта. Природа есть отпечаток развивающихся идей – идеи пространства, времени, движения…Выражением высшей идеи на этой ступени становится человек (работа «Философия природы»)

3 – ступень духа, когда происходит снятие отчуждения и из природы вновь вырывается дух в виде сознания и самосознания людей, форм их духовной культуры. Здесь Гегель разворачивает учение о : субъективном духе (антропология, феноменология, психология), объективном духе (право, мораль, нравственность) и абсолютном духе (искусство, религия, философия – формы наиболее адекватного самопознания духа). То есть гегелевская Идея обретает сознание, волю и личность только в человеке, а до него она осуществлялась как внутренне закономерная необходимость. Развитие мирового духа совершается, по Гегелю, в соответствии с тремя основными законами диалектики:

▪ закон единства и борьбы противоположностей – раскрывает главный источник, причину развития;

▪ закон взаимного перехода количественных и качественных изменений – характеризует механизм, форму развития;

▪ закон отрицания отрицания - раскрывает направленность, тенденцию развития.

Таким образом, основу теории развития, по Гегелю, составляет диалектика как логика восходящего движения мирового духа (логика идей), который предписывает свои законы объективному миру и человеческому мышлению. Гегель различал четыре периода (эпохи) всемирной истории: 1. Восточный мир (свободен только один человек – деспот). 2. Греческий мир (свободны только немногие – те, кто не в рабстве). 3. Римский мир (свобода ставится в рамки правовых отношений). 4. Германский мир(свободны все, т.к. свобода осознаётся как неотъемлемое право каждого человека, поэтому возникает гражданское общество, но высшее упорядочивающее начало – это государство). Этот, четвёртый период есть высший и завершающий период человеческой истории. Потому Гегель и определяет свою философию как «эпоху, схваченную в мысли». Критики Гегеля, в том числе, Маркс и Энгельс замечают, что его философия страдает глубоким внутренним противоречием. Суть в следующем : с одной стороны, диалектический метод требует признания всеобщности и бесконечности поступательного развития, а с другой – Гегель утверждает, что : 1) развитие совершается только в сфере духа, природа же как «застывший интеллект», не способна к самостоятельному развитию; 2) процесс самопознания мирового духа находит своё завершение в философской системе Гегеля, а общественный прогресс – в германском мире, т.е. в прусской конституционной монархии. Вместе с тем, философия Гегеля оказала огромное воздействие на последующее развитие философской мысли, в том числе, марксистской.


15.01.2017; 23:09
хиты: 54
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь