Особенности стиля мышления и философствования в эпоху Возрождения.
Основные направления философии эпохи Возрожения:
•гуманистическое, (XIV - XV вв., представители: Данте Алигьери, Фран-ческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;
•неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;
•натурфилософское (XVI - нач. XVII вв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия;
•реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого - Мартин Лютер, Томас Мопцер, Жан Кальвин, Джон Усснлиф, Эразм Роттердамский и др. – стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотношение между верующими и Церковью;
•утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители - Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) -искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеобщем уравнении, тотальном регулировании со стороны государственной власти.
Характеристика ф.э.В.:
•преобладание интереса к человеку, вера в его
безграничные возможности и достоинство;
•оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики);
•перемещение основного интереса от формы идеи к ее содержанию;
•принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые
анатомические знания и т. д.);
•большой интерес к социальным проблемам, обществу и государству;
•торжество индивидуализма;
•широкое распространение идеи социального равенства.
Философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое. Антропоцентризм-т.з., согласно которой человек является центром Вселенной.
Вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Разносторонность — вот идеал возрожденческого человека. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.
Огромную значимость приобретает искусство, возникает культ человека-творца. С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты. В эпоху Возрождения возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивида.
Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV — началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере.