Первоначально в России сложилось авангардное искусство (подпольное, неофициальное). Андеграунд возник в годы оттепели, когда появилась минимальная свобода, и своего расцвета достиг в послеоттепельное двадцатилетие, когда был создан большой пласт так называемой «другой» литературы. Дело в том, что в официальной литературе под запретом оказались не только определённые темы и проблемы, но также и определённые эстетические новации, которые предполагали отступление от принципов социалистического реализма. Андеграунд был не единой организацией. Он имел очаговый характер и состоял из множества небольших групп. Больше всего таких групп оказалось в Москве и Ленинграде.
Москва: считается, что первой, ещё в середине 1950-х, возникла группа Леонида Черткова (модернизм). Авторы: Красовицкий, Сергеев, Хромов.
Гораздо большую известность получила лианозовская группа (с 1958 по 1965), которая возникла в подмосковном посёлке Лианозово. Патриарх этой группы Евгений Красовицкий, был не только живописцем, но и поэтом, так что в Лианозово стали приезжать и поэты. Лианозовская школа дала таких поэтов-авангардистов, как Генрих Сапгир, Игорь Холин, Всеволод Некрасов.
Может быть, именно по их примеру Леонид Губанов именно в 1965 году создаёт группу СМОГ. В СМОГ входили Саша Соколов, Эдуард Лимонов, Юрий Кублановский. В отличие от лианозовцев, смогисты устраивали всякие шумные акции и демонстрации, выпустили манифест, сбрасывали с парохода современности Евтушенко, Рожественского, Вознесенского, очень активно призывали к обновлению литературы. Группа просуществовала меньше года.
В 1970-е годы в Москве возникает группа московских концептуалистов: Всеволод Некрасов, Лев Рубинштейн, Дмитрий Александрович Пригов. Появление этой группы сигнализировало о появлении постмодернизма в русской поэзии.
В Ленинграде андеграунд также возникает в конце 1950-х годов. Как неформальный лидер ленинградского андеграунда воспринимался Бродский, в молодые годы принадлежавший к группе так называемых «ахматовских сирот», куда, кроме него, входили Анатолий Найман, Дмитрий Бобышев и Евгений Рейн.
Главным образом «ахматовские сироты» и другие поэты и писатели этой линии возрождали традиции литературы Серебряного века.
В 1980-е годы в Ленинграде возникает концептуалистская группа «митьков», среди которых были писатели, художники, сценаристы. Их называли «митьками» по имени создателя группы Дмитрия Шагина. В группу входили авторы: Дмитрий Шагин, Владимир Шинкарёв, Виктор Тихомиров и другие. Сами они именовали себя с иронией «художниками поведения», так как не только в своих произведениях, но и в своём поведении они карнавализировали жизнь: постоянно пародировали образ простого советского человека, созданный в официальной культуре.
У андеграунда две основные заслуги перед русской литературой: возрождение модернизма и создание русской ветви постмодернистской литературы.
Постмодернизм в России заявил о себе прежде всего в поэзии «новой волны» конца 70 – начала 80-х: разложение языка официальной литературы. Но были и чистые поэты, которые интересовались только творчеством. Причём возникает несколько стилей или направлений.
Сначала, в 50-ые – начале 60-х главным была идея личности поэта – шестидесятники, отклик на войну. После поэзия повлеклась на лоно пашен и лугов – деревенская поэзия, отклик на технический прогресс и урбанизацию.
Что характерно для новой поэзии – не было никакого события, которое бы привело к созданию нового слова. У поколения новой поэзии не было никаких потрясений (войны и т.п.), поэтому они размышляют над действительностью.
Идея для всех поэтов 70-80 гг. – идея культуры. Через призму культуры осмысляется всё – общество, личность, природа: Алексей Парщиков А что такое море? – Море, это свалка велосипедных рулей.
Если раньше природа и техника противопоставлялись, то у новых поэтов – они одно: Александр Ерёменко
В густых металлургических лесах,
где шёл процесс созданья хлорофилла,
сорвался лист. Уж осень наступила
в густых металлургических лесах.
Однако надо понимать, что авторы – Д. Пригов, Л. Рубинштейн, В. Некрасов, Т. Кибиров – хотят найти эту культуру, которая как будто запачкана техническими, эстетическими, социальными, бытовыми стереотипами.
Концептуализм
Пригов, Рубенштейн, Вл. Сорокин, В. Некрасов.
Под концептами понимали клишированные, долго бывшие в употреблении и совершенно износившиеся языковые единицы, подвергаемые пародированию.
Концептуализм приходит в литературу из изобразительного искусства («Фонтан» Дюшана – писсуар, то есть всё может стать искусством). Ранними литературными версиями концептуализма были произведения поэтов-«лианозовцев».
В западном концептуализме действует принцип «одно вместо другого»: либо художественная «вещь» заменяется на другую вещь или даже на словесное описание, на идею «вещи»; либо разрушается традиционное «место обитания» искусства — событие искусства выносится из музея или галереи в самые неподходящие пространства. В русском концептуализме вещь заменяется не на другую вещь и даже не на описание, имеющее какой-то конкретный смысл, на пустоту из-за тотального обесценивания реальности (как «вещной», так и словесной), превратившейся в свалку симулякров. У Булатова на картине нарисован гаризонт, заслонённый надписью «Коммунизи победит» - советский лозунг давно стал бессмысленным.
1983 – собрание на тему «Стилевые искания в современной поэзии: к спорам о метареализме и концептуализме».
В каждом произведении есть концепт. Но в концептуализмеме этот концепт становится самим произведением. Вместо произведения с «концепцией» перед нами «концепция как произведение». Перед читателями возникает разрыв между вещью и идеей, знаком и реальностью.
В конц-ме пользуются окаменелым языком (лозунги). Получается так, что чем более костный язык, тем он эстетичнее для этого направления:
Течет красавица-Ока
Среди красавицы-Калуги
Народ-красавец ноги-руки
Под солнцем греет здесь с утра
Днем на работу он уходит
К красавцу черному станку
А к вечеру опять приходит
Жить на красавицу-Оку
И это есть, быть может, кстати
Та красота, что через год
Иль через два, но в результате
Всю землю красотой спасет (А. Пригов)
Обычно стихотворение строится по схеме: что-то важное, вечное в начале, после переходит в обычное и пошлое, а в конце автору как будто становится невжно то, что он написал.
Опирается конц-им на ОБЭРИУтов (Хармс, Введенский, Заболоцкий) и прозу Зощенко. Однако надо понимать, что если у прошлой литературы был конкретный представитель (мещанин, рабочий), то здесь нет конкретного героя, и лирический герой, и сам автор, и все люди – одно сознание, поэтому здесь нельзя говорить о дистанции, а нужно говорить о коллективном бессознательном.
Если Пригов низводит стих до рифмоплётства, то Рубинштейн иначе показывает косность языка – он приводит примеры языковых алгоритмов. Р. Записывает свои тексты на карточках, он создаёт свой жанр – картотеки, включающий в себя представления и о поэзии, и о прозе, и о драме.
Метаметаморфизм
Противостоит концептуализму метареализм, где происходит не опрощение языка, а наоборот усложнение. Идея – расширение традиционного реализма на область невидимых, метафизических вещей. Мета-реализм – реализм не физической данности, а метафизической природы вещей.
Поэты – Шварц, О. Седакова, И. Жданов, Ерёменко, Парщиков.
Данные поэты специально усложняют, затемняют смысл. Логика меняется ассоциативностью, в тексте употребляются далёкие понятия: Небо, помещённое в звезду, - ночь, то есть у Жданова небо = ночи. Другими словами, если метафора – это сходство, то метабола – сопричастность.
М. Эпштейн считает, что нельзя называть троп, используемый поэтами метафорой, потому что метафора непостоянна (есть в лесу олень, вдруг он вспыхнул, но снова погас: «олени, как троллейбусы, снимают ток с небес); а надо называть его метаболой, потому что здесь нет раздвоения на «реальное» и «иллюзорное», «прямое» и «переносное».
В густых металлургических лесах,
где шёл процесс созданья хлорофилла,
сорвался лист. Уж осень наступила
в густых металлургических лесах. (Еременко)
Образ-метабола «леса» - это одновременно и природа, и производство, причём нет «опорной» реальности. То есть в тексте соединяется множество реальностей (разных эпох, разных мифологий, научной и обывательской).
Куртуазный маньеризм
Орден Куртуазных Маньеристов основан 22 декабря 1988 и включает в себя 8 кавалеров Ордена. Образовался он в ресторане, когда кавалер изрядно напились.
В Орден входили: Вадим Степанцевым, Андрей Добрынин, Дмитрией Быков (вышел из Ордена в 1992 году), Виктор Пеленягрэ (исключён в 2001 году по обвинению в плагиате), Александр Севастьянов.
Искусство куртуазных маньеристов представляет из себя бурлеск – сочетание изящной темы с низким содержанием.
Пленён я девушкой прелестной
Взгляд у неё такой небесный
Такой бездонно-голубой
Пленён я девушкой прелестной
К несчастью, несколько косой…
Так, самого себя ругая,
И сам себя превозмогая,
Вершу любовные дела
За тем, что ни одна другая
Плениться мною не могла. (Быков)