пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

14. Русская рок-поэзия: история, концепция, авторы (анализ творчества одного из авторов по выбору).

По мнению исследователя Ю. В. Доманского, «в русской культуре новейшего времени под рок-поэзией традиционно понимают словесный компонент рок-композиции, в которой, кроме этого, есть компоненты музыкальный и, условно говоря, перформативный, связанный с особенностями исполнения». Проще говоря, композиция имеет три составляющих: рок-текст, рок-музыка и рок-театр. В качестве культурного явления рок-поэзия появилась в середине 1970 гг., а как самостоятельный жанр оформилась уже к концу 1970 г. Это звучащая поэзия, то есть для исполнения, а не просто для чтения с листа. Рок-поэзия имеет сложность в записи на бумаге, так как записать то, что передает исполнитель интонацией и голосом — паузы, смена ритма, выделение ударением наиболее значимых слов — задача не из простых. Рок-поэзия опирается не столько на стихотворные размеры, сколько на музыкальный ритм, отсюда и появляется кажущаяся неровность, обрывистость фраз, прочитанных глазами, без учета звучащего текста. Существует точка зрения, что рок-поэзия – это не поэзия целостного произведения, а поэзия, состоящая из отдельных строк, различных ключевых фраз, к которым с помощью ассоциаций слушатель будет притягивать определенные известные ему образы и их систему. Всё это объединяет эмоция, которую исполнитель проецирует на слушателей.

Периодизация русского рока: 1. 1970 гг. – нач. 1980 гг. — этот период связан с культурой андеграунда (подполья), так как рок-поэзия обращается к темам и проблемам, которые игнорируются официальной литературой. Тексты в основном пишутся на протестную тематику — лирический герой бунтует против системы, потому что его собственная система ценностей противопоставлена принятой в советском обществе. Этот герой — нонконформист. 2. Сер. 1980 гг. – нач. 1990 гг. — эпоха расцвета русского рока. В связи с демократическими реформами периода перестройки появляется возможность выхода из подполья и открытой реализации творчества перед широкой аудиторией. Характерной чертой русского рока 1980 гг. является социальная

и политическая активность, он начинает осознавать силу своего влияния на значительную часть общества и пытается воздействовать на судьбы страны. Однако, утратив свой андеграундовый характер, русский рок утрачивает столь необходимую для него позицию – быть в оппозиции по отношению к существующей системе. В начале 1990-х гг. русская рок-культура переживает кризис. Начинается дискуссия на тему: «Рок-н-ролл мертв?», которая не замолкает до сих пор. 3. Со второй половины 1990-х гг. до настоящего времени продолжается третий период развития русского рока. Помимо уже существующего в классическом понимании варианта рок-музыки возникает такое явление как поп-рок, эстетика и философия которого сформировались под влиянием постмодернизма. Он гораздо мягче, но может быть менее понятным, чем его классический вариант. Поп-рок (или рокопопс) представлен в русской культуре такими фигурами, как Илья Лагутенко, Земфира, «Би – 2» и другие. Если герои рока ведут нескончаемую войну с миром и собой, пытаются изменить реальность, возмущаются и протестуют, то представители данного направления предпочитают обживать хаос, играть с ним. Поп-рок гораздо менее серьезен, чем классический рок, и гораздо более свободен, чем он.

Вопрос 14 (Валя)

Русская рок-поэзия: история, концепция, авторы (анализ творчества одного из авторов по выбору)

Синтетический жанр: рок-композиция создаёт впечатление только если есть сочетание слов и мелодии. Но это уже не «нехитрые музыкальные инструменты» барда, о которых говорил Высоцкий, а серьёзная музыкальная партия. Ключевые понятия – протест и свобода. 

В 1960-70 г. в России копировался западный рок, а в 80-90 - мощная палитра русского.

Рок воспринимался как идеологический и эстетический вызов официозу. 

Две школы:

Московская: «Машина времени» Макаревича и «Воскресенье».  

Ленинградская: (Л. стал настоящим центром поэзии): «Санкт-Петербург» (до 1975), «Аквариум» Гребенщикова, «Зоопарк» Науменко, «Кино» В. Цоя, «ДДТ» Шевчука (Ш. – не коренной петербуржец, но судьба России в Петербурге – это его главная тема: сборник «Чёрный пёс Петербург»; «Родина, еду я на родину/Пусть кричат уродина/А она нам нравится»).

Многие критики не замечают роста культурного уровня рок-поэзии (аллюзии к Серебряному веку, к Золотому: Башл. «Мороз и солнце, день чудесный/Для фрезеровочных работ», к композиторам), а также обращения её к национальным вопросам. 

И каждый вечер в ресторанах 

Они работают и пьют, 

И ищут истину в стаканах, 

И этой истиной блюют

Крупнейшая фигура русской рок-поэзии – Александр Башлачёв. Он начинал с домашних концертов, написал около 60 песен. В середине 80-х, когда стало можно говорить, он замолчал, уничтожил свой альбом, а в 1988 выпрыгнул из окна. 

Песни Башлачева – политическая история, судьба России. Одна из лучших песен – «Петербургская свадьба» о революции 1917 года: свадьба большевизма с Россией (Россия-невеста – традиционный мотив РЛ). 


19.06.2022; 22:34
хиты: 29
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь