Одним из основоположников русского литературоведения был В.Г.Белинский. И хотя еще в античности были сделаны серьезные шаги в разработке понятия литературного рода (Аристотель), именно Белинскому принадлежит научно обоснованная теория трех литературных родов, с которой вы можете подробно познакомиться, прочитав статью Белинского "Разделение поэзии на роды и виды".
Различают три рода художественной литературы: эпический (от греч. Epos, повествование), лирический (лирой назывался музыкальный инструмент, в сопровождении которого исполнялись нараспев стихи) и драматический (от греч. Drama, действие).
В зарубежном литературоведении XX века предпринимались попытки связать роды с категорией времени (эпос – лирика – драма: прошлое, настоящее и будущее). Или по участнику коммуникативного акта: автор (лирика)– персонаж – аудитория.
Каждый род литературы в свою очередь включает ряд жанров.
ЖАНР - это исторически сложившаяся группа произведений, объединенных общими признаками содержания и формы. К таким группам относятся романы, повести, поэмы, элегии, рассказы, фельетоны, комедии и т.д. В литературоведении нередко вводится понятие литературного вида, это более широкое понятие, чем жанр. В этом случае роман будет считаться видом художественной литературы, а жанрами - различные разновидности романа, например, приключенческий, детективный, психологический, роман-притча, роман-антиутопия и т.д.
Примеры родо-видовых отношений в литературе:
Род: драматический; вид: комедия; жанр: комедия положений.
Род: эпический; вид: повесть; жанр: фантастическая повесть и т.д.
Жанры эпоса
-
1. Новела (занимательный рассказ) Рассказ (интерес к жизни героя, «Станционный смотритель», «Муму») Притча Анекдот Литературная сказка и др.
-
2. Повесть – жизнь как процесс (происходит ряд событий, но автор выбирает одну сюжетную линию и героя)
-
3. Роман – много героев и сюжетных линий
-
4. Роман-эпопея – большой исторический период Исторические жанры: эпическая поэма (былина, Илиада), сказки, легенды, басни, притчи, хождения
Лирика
-
1. Субъективность (интерес к внутреннему миру героя)
-
2. Повышенная эмоциональность
-
3. Тяготеет к настоящему времени (Мороз и солнце). Реже прошедшее (Я вас любил)
-
4. Нет полноценного сюжета
-
5. Сгущенная, насыщенная речь
-
6. Тынянов вводит термин лирический герой Строгая классификация жанров невозможна: ода, элегия, сатира; эпитафия (на смерть), послание, эпиграмма (короткое, язвительное стихотворение), сонет, песня, романс
Драма
1. Конфликт (явный или скрытый (Чехов)) 2. Драма нацелена на изображение: повышенная плотность действия, наличие неслучайных случайностей (Макбет в одной сцене имеет детей, в другой – нет, потому что Шекспир хотел усилить впечатление (о первом факте забудут) – в эпосе такого быть не может, у Болконского сначала золотая цепочка, а потом - серебряная). 3. Речевое поведение оказывается доминирующим, а порой и единственным способом раскрытия характера
Жанры: 1. Трагедия – жанр, основанный на непримиримом конфликте, носящем, как правило, неизбежный характер. Заканчивается чаще всего смертью 2. Комедия – характеризуется юмористическим или сатирическим подходом к действительности. Стихия юмора позволяет сгладить противоречия. 3. Драма - характерен острый конфликт, однако он менее глобален, чем конфликт трагический.
Лиро-эпический Поэма
Роды нельзя отделить, например, можно найти эпическое начало в драмах Островского (Гроза), а Блок писал лирические драмы.
Некоторые исследователи выделяют роман в отдельный род, а также сатиру, сценарий. Есть также внеродовые жанры: очерк (много описаний и рассуждений), поток сознания, эссе