Методы, ориентированные на изучение автора:
* Биографический метод исследует прямые связи между литературными текстами и биографиями писателей. В основе метода лежит представление о том, что автор произведения - живой человек с неповторимой биографией, события которой влияют на его творчество, с собственными мыслями, чувствами, страхами. (Личность писателя, душевные переживания в творчестве, мировоззрение, интересы группы, к которой они принадлежит; важна каждая деталь в биографии через изучение переписки, мемуаров, дневников, для характеристики душевных переживаний писателя). Основоположником и крупнейшим представителем этого метода является Шарль ОгюстЕн Сент-Бёв. В последствии этот метод оказал очень большое влияние на формирование культурно-исторического метода (автор Ипполит Тэн).
* Психоаналитический метод литературное произведение рассматривает как проявление психического склада автора, шире - вообще художественное творчество как сублимированное символическое выражение изначальных психических импульсов автора. Т.е.. исследуется бессознательный смысл, вложенный автором в текст. По мнению Фрейда (он первым придумал использовать метод психоаналитики для анализа текста), наиболее эффективной формой сублимации (Сублимация (нем. Sublimierung) — это процесс преобразования либидо в «общественно полезные» достижения, включая художественные, культурные и интеллектуальные занятия) становится искусство. Главная задача психоаналитика-критика заключается в раскрытии подлинного содержания литературного текста и его воздействия на читателя посредством перевода элементов художественного мира литературного произведения на язык бессознательных реализованных желаний. После теорию австрийского психолога и философа Зигмунда Фрейда доработал швейцарский психолог и философ Карл Густав Юнг (однако у него все еще более запутанней, чем у Фрейда).
* Феноменологический подход предполагает выявление сознания автора через текст, описывает произведение вне контекста. Доминантная установка метода: любое произведение является отражением авторского сознания. Исследователь, чтобы понять автора как феномена, должен «вчувствоваться» в произведение. Т.е., по этому методу - каждое произведение + авторские идеалы являются феноменом и требуют изучения. Основоположник теории немецкий математик и философ Эдмунд Гуссерль считал, что феномены – те субъективные формы, в которых человеку является мир.
Методы, ориентированные на изучение формальных особенностей текста:
* Формальный метод (морфологический (Эйхенбаум)) сосредоточен на изучении особенностей художественной формы. Для него характерно понимание литературы как системы, внимание к ее внутренним имманентным (Внутренне присущий какому-л. явлению, проистекающий из его природы) законам, стремление «отсечь» «автора» и «читателя». Формалисты стремились освободиться от идеологии, от традиции культурно-исторической и социологической школы изучать произведение как отражение эпохи и общественного сознания.
+ Формально-стилистический метод. Стилистическое определение может учитывать, помимо выразительных средств (формы), концептуальные особенности стиля или художественного направления (работа с содержанием, трактовка жанров, функции памятников искусства и архитектуры).
* Структурный метод в анализе литературных произведений стремится выявить элементы их структуры, закономерности связи этих элементов, воссоздать общую модель. Его цель - найти повествовательную модель, описать «грамматику» произведения. Понятие «литературное произведение» сменяется понятием «текст». С точки зрения структурной поэтики, идея текста не содержится в удачно подобранных цитатах, а выражается во всей художественной структуре.
Художественный текст - это структура, все элементы которой на разных уровнях находятся в состоянии параллелизма и несут определенную смысловую нагрузку.
Методы, ориентированные на контекст литературный и культурно-исторический:
* Культурно-исторический метод трактует литературу как запечатление духа народа в разные этапы его исторической жизни. Художественное произведение мыслится, в первую очередь, как документ эпохи. Основан на анализе не отдельных произведений, а целых массивов литературной продукции на основе выявления детерминации литературы — жесткого действия трех законов («расы», «среды», «момента»), формирующих культуру. Автор трех законов, обозначенных выше, Ипполит Тэн - теоретик литературы. Раса, по Тэну, это врожденный темперамент, который одинаково свойственен индивиду или целому народу. Среда - это географические факторы, которые оказывают влияние на формирование характеров народов. Момент - это исторический уровень культуры и традиция.
* Сравнительный или сопоставительный метод (компаративистика, диалог, «свое и чужое», рецепция, генезис, типология, «встречное течение») имеет общенаучное моделирующее значение, заключая в себе один из важнейших аспектов человеческого мышления вообще. Метод сопоставления имеет смысл, если рассматриваются явления и предметы, между которыми не просто имеется какое-либо сходство или различие, а есть определенное общее по отношению друг к другу или к условиям, вызвавшим эти явления к жизни. Для большего результата метода сравнения необходимо не просто дать описание сходства или различия сопоставляемых объектах, а вскрыть причины их взаимосвязи. Сравнение предполагает выводы и обобщение, закрепляющие результат проведенной работы. Также подходит для анализа художественных средств, когда пример-аналогия позволяет ярче иллюстрировать высказанную мысль.
* Сравнительно-исторический метод (историческая поэтика, сопоставление, повторяемость, воздействие, ряд, психологический параллелизм, сюжет). Основа метода принцип историзма, историко-типологическое сравнение, восприятие текста в рамках иноязычного культурного контекста. Предметом сравнительно-исторического изучения могут быть отдельные литературные произведения, жанры, стили и направления, особенности творчества отдельных писателей. Основой для сопоставления при сравнительном изучении литературных явлений чаще всего могут служить следующие аспекты: 1. Время создания текстов. 2. Изображенные в них события. 3. Авторская позиция. 4. Сюжетные и композиционные аналогии. 5. Языковые средства.
* Социологический метод - это метод, который подразумевает изучение связи литературы с социальными явлениями конкретных исторических эпох. В произведении выделяются, прежде всего, исторические тенденции, социально обусловленные моменты, изображение действия экономических и политических законов, характеры, тесно связанные с «общественной атмосферой». Социологический метод «интересуется» не индивидуальным, а социально-типическим в литературе. Как известно, этот принцип обобщения социальных моментов называется типизацией.
* Метод мифопоэтического анализа (миф, мифологема (мифологический мотив), мифопоэзия, мономиф, реконструкция мифа, текст-вариант, текст-продолжение). Основа мифокритической методологии - представление о мифе как решающем факторе всей художественной продукции человечества. Миф рассматривается как художественный прием. В произведении отыскивается столько структурных и содержательных элементов мифа (мифем, мифологем), что последние становятся определяющими для понимания и оценки данного произведения. Философская основа классической мифологической школы стала эстетика Шеллинга, братьев Шлегелей (в основе всякой культуры, литературы оказывается мифология). Теорию европейской мифологической школы разработали фольклористы братья Гримм в книге «Немецкая мифология». Мифопоэтический подход позволяет выявить в произведении его наиболее значимые мотивы, образы, идеи. «Расшифровка» различных мифологем дает возможность выявить в нем множество смыслообразующих «пластов». Это, в свою очередь, позволяет судить о насыщенности, неоднозначности повествования, постичь во всех нюансах художественный замысел произведения. Мифопоэтический метод дает также возможность создать представление о поэтической картине мира автора, определить культурные, философские и другие феномены, оказавшие наибольшее влияние на его творческое сознание.
* Метод мотивного анализа Мотивный анализ утверждает, что никаких уровней вообще нет, мотивы пронизывают текст насквозь и структура текста напоминает вовсе не кристаллическую решетку но скорее запутанный клубок ниток. Введен в научный обиход профессором Тартуского ун-та (ныне профессор Колумбийского ун-та) Борисом М. Гаспаровым в конце 1970-х гг. P.S. мотив - это устойчивый формально-содержательный компонент произведения, который способен повторяться в рамках творчества одного автора, а также в контексте мировой литературы в целом. Например, мотив исторического пути России в поэме “Медный всадник”.
* Метод интертекстуального анализа. Выделяют несколько типов интертекстуальных отношений. Жерар Женетт предлагает следующие пять типов взаимодействия текстов:
- интертекстуальность как соприсутствие в одном тексте двух или более текстов (цитата, аллюзия, плагиат и т.д.);
- паратекстуальность как отношение текста к своему заглавию, послесловию, эпиграфу;
- метатекстуальность как комментирующая и часто критическая ссылка на свой предтекст;
- гипертекстуальность как осмеяние или пародирование одним текстом другого;
- архитекстуальность, понимаемая как жанровая связь текстов.
Т.е. это поиск связи текстов на разных (перечисленных) уровнях.
Анализ монографии: Ю. В. Матвеева. Самосознание поколения в творчестве писателей-младоэмигрантов. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2008. – 172 с.
В этой работе речь пойдет о русских художниках, родившихся в самом конце XIX — первом десятилетии XX столетия, в отроческом или юношеском возрасте переживших гражданскую войну и оказавшихся за рубежом.
Цель работы: поиск в творчестве разных художников — поэтов и прозаиков, знаменитых и безвестных - смысловые пятна подспудной общности, распознать их внутреннюю перекличку, а затем, на примере творчества конкретного автора (Газданова), рассмотреть механизм превращения жизненного опыта и выработанного мироощущения в художественную реальность литературных произведений.
Основной целью монографии обусловлены ее конкретные задачи:
1. Путем структурного и сравнительно-типологического анализа выявить в художественных текстах разных авторов спектр повторяющихся мотивов.
2. Определить для генерации эмигрантских «сыновей» круг универсально значимых вопросов философского, экзистенциального, национального и культурного характера, проанализировать их конкретное мотивно-образное претворение в творчестве отдельных писателей.
3. На примере творчества конкретного художника (в данном случае — Гайто Газданова) рассмотреть специфические для всей созданной младоэмигрантами литературы черты поэтики и стиля, высвечивающие своеобразный уклад поколенческого мышления.
Первая часть - «Сценарий общей судьбы и его индивидуальные художественные модификации» — выстраивает поступательно развивающийся сюжет: каждая глава в ней представляет семантически значимое звено общей судьбы «молодых» писателей-эмигрантов, которые прошли через гражданскую войну, поневоле обрели в чужой земле «другое отечество», а иногда - другую культуру, другой язык (глава 3); осознанно сделали жизненную ставку на литературное творчество.
Вторая часть -«Мироощущение как основа миростроения: Гайто Газданов» — на примере Г. Газданова, предлагает анализ трех наиважнейших мышления «молодых» эмигрантских писателей. Это мистическая направленность сознания (глава 1), романтические установки в мировоззрении (глава 2), исповедуемая экзистенциальная философия (глава 3).