Синхроны делятся на официальные выступления и интервью, открытые и скрытые. Пройдемся по каждому типу.
Официальное выступление. Здесь все должно акцентировать внимание на говорящем. Никаких лишних деталей, тем более — личного характера Микрофон должен быть или скрыт, или стоять на столе, прикрытый чем-нибудь, ни в коем случае не даём его в руки спикера. План – в основном, средний. Ракурс фронтальный. Общий план даем 2 — 4 раза, например, в начале и в конце, под титры. Можно использовать и в качестве перебивки, только учитываем, что не должны быть видны шевелящиеся губы – возможен рассинхрон.
Официальное интервью предполагает большую открытость. Журналист присутствует в кадре, но как представитель зрительской аудитории. Прямое обращение к зрителям здесь возможно только в начале и в конце интервью. Схема — вопрос, ответ с четкой точкой в конце, следующий вопрос. Микрофон может быть в руках у журналиста, но лучше — на столе. Акцент вновь на интервьюируемом.
Открытый синхрон предполагает больше свободы. Журналист в кадре, открыто работает «на камеру», может прямо обращаться к зрителям. «Засветиться» может и аппаратура. Жанр и стилистика – на ваше усмотрение, от официоза до «комедии абсурда».
Скрытый синхрон подразумевает создание у зрителя ощущение, что он «подсматривает» за кем-то или чем-то. Вся аппаратура скрыта — никаких микрофонов, фонарей, проводов, вопросов из-за камеры и т.п. Герой или герои не смотрят в камеру. Прятать микрофон можно где угодно: петличку — за лацканом пиджака, «пушку» выносим на «удочку» … Если нет ни того, ни другого — сооружаем муляж.
Правила:
- Не отводите говорящего в сторонку. Снимайте синхрон на фоне события. Например, пожарный должен говорить на фоне горящего здания или работающего расчета.
- Если вы перехватили нужного вам человека на ходу, попросите его задержаться на минуточку. Если он отказался, снимайте синхрон на ходу, не попадая в кадр.
- Всегда направляйте микрофон в сторону того, кому задаете вопросы. Никогда не обращайте микрофон к себе, задавая вопрос. Ваши вопросы все равно не войдут в сюжет.
- Договоритесь с оператором об условных знаках, с помощью которых будете общаться на записи синхрона. Если вам не удается выжать из человека нужный синхрон, сделайте вид, что камера выключена, и попросите сказать то, что вам нужно, просто так, «без записи». При этом оператор должен сделать вид, что не снимает, однако кнопку «стоп» нажимать не надо. Это называется «снимать на „кодак»».
- И наоборот, если человек «распелся» перед камерой, а оборвать его нельзя, например, потому, что он важный чиновник, снимайте на «кодак», незаметно выключив камеру.
- Лучшие синхроны получаются, когда человек не видит камеры. Это можно устроить, если у вас есть радиомикрофон, а камера снимает на длинном фокусе, то есть издалека или из укрытия.
- Старайтесь снимать синхроны на происшествиях с ходу, включая камеру, прежде чем подойти к человеку, и без предисловий задавая самый важный вопрос, пока человек не понял, что идет съемка.
- Независимо от роста оператора синхрон надо снимать так, чтобы говорящий смотрел в камеру, не поднимая и не опуская глаз, в естественно прямом горизонте шеи.
- Ставьте человека перед камерой так, чтобы он был повернут к объективу по диагонали на
две трети анфас, но не в профиль. При этом говорящий ни в коем случае не должен смотреть в камеру. Это разрешается только репортеру на стендапе.
- Находясь справа или слева от камеры, старайтесь держаться как можно ближе к ней, чтобы в кадр попадала наиболее выгодная диагональ лица говорящего, который обращается к вам.Во время синхрона вы не должны попадать в кадр!
- Если вы снимаете синхрон на улице, не обращайте внимания на тех, кто лезет в камеру или приветливо машет рукой в объектив. Отвлекаясь на этих идиотов, вы потеряете контакт с говорящим.
- Если у вас в сюжете только один человек говорит синхрон, его можно снять по одной диагонали,
то есть с одной точки.
- Если у вас в первом синхроне в кадре находится один человек, второй синхрон другого человека необходимо снимать по противоположной диагонали.
- При съемках синхрона в кадре может находиться сколько угодно людей, но говорить должен один — тот, кто ближе всех к камере.
- Если у вас в кадре несколько человек, которым надо задать один вопрос, не переводите объектив с лица на лицо, пусть каждый ответит на одном и том же плане. Все равно в монтаж попадет только один ответ.
- После съемки синхрона не забудьте записать фамилию, имя и должность говорившего и не постесняйтесь спросить у него, правильно ли вы все расслышали, если человек не дал вам визитной карточки. Эти данные нужны не только для сюжета, но и для подпечатки, которая будет накладываться на синхрон во время эфира.