пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

21. СМИ стран Центральной и Восточной Европы после II Мировой войны. Их видоизменение после распада Варшавского договора.

Становление и развитие системы средств массовой информации Центральной и Восточной Европы после Второй мировой войны

В 1944–1945 годах Красная армия освободила страны Центральной и Восточной Европы от фашизма. Согласно договоренностям между руководителями СССР, США и Великобритании, европейские страны были негласно разделены на сферы влияния. В сферу влияния Советского Союза вошли освобожденные советскими войсками Польша, Чехословакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Югославия, Албания и восточная часть Германии, на территории которой в 1949 году была создана Германская Демократическая Республика (ГДР).

Это были к тому времени достаточно молодые страны, несмотря на то, что история их журналистики уходит корнями в XVIII–XIX века.

Некоторые из этих государств — Болгария, Румыния, а также часть Югославии Сербия — получили государственность после Русско-турецкой войны 1877–1878 годов, другие — Польша, Чехословакия, Венгрия — стали независимыми в результате Первой мировой войны.

Историю средств массовой информации в странах Центральной и Восточной Европы можно условно разделить на три периода: 1944 (или 1945 — в зависимости от времени освобождения страны от фашизма) — 1948 года, 1948–1989 года и с 1989 года по настоящее время. В 1944/45–1948 годах, период «народной демократии», происходило становление новой системы печати. Были запрещены фашистские и профашистские периодические издания, возобновили выход запрещенные в годы войны газеты и журналы. Во многих странах региона сохранялась многопартийность, свобода слова и печати еще не попала под полный контроль компартий, между газетами существовала конкуренция за читателей, журналистика была интересной и разнообразной. В то же время в странах Центральной и Восточной Европы сформировалась и активно насаждалась коммунистическая печать. Так, например, в 1948 году в Польше стала выходить газета Trybuna Ludu («Трибуна люду» — «Трибуна народа») — орган центрального комитета образованной в том же году Польской объединенной рабочей партии.

В некоторых странах (например, Болгарии, Югославии) коммунистические идеи и, соответственно, печать были по&настоящему популярны в народе: например, орган компартии Болгарии газета Работническо дело («Рабочее дело»), издававшаяся с 1927 года, орган компартии Юго&

славии газета Борба («Борьба»), выходившая с 1922 года. Но в большинстве центрально и восточноевропейских стран коммунистические партии не пользовались авторитетом у населения и не имели заметного влияния на политические процессы, а коммунистическая пресса оставалась в целом очень слабой.

В 1948 году, когда страны Центральной и Восточной Европы оказались за «железным занавесом», началось усиленное строительство социализма по образцу сталинского Советского Союза. Соответственно, наступил новый период развития журналистики. Коммунистические и рабочие партии сосредоточили всю полноту власти в своих руках. Ужесточилась цензура, была ликвидирована оппозиционная и частная пресса. Окончательно восторжествовала авторитарная, просоветская модель прессы. Позднее, в 1955 году, страны региона вошли вместе с Советским Союзом в военный блок Варшавского договора. В каждой из этих стран печатные органы компартий стали ведущими газетами, аналогами советской «Правды». В Польше это была Trybuna Ludu, в Чехословакии — существующая с 1920 года газета Rudеprаvo («Руде право» — «Красное право»), в Венгрии — основанная в подполье в 1942 году газета Szabad nep («Сабад неп» — «Свободный народ»), в Румынии — выходившая с 1931 года газета Scinteia («Скынтейя» — «Искра»), в Болгарии — Работническо дело.

День печати, отмечавшийся в СССР ежегодно 5 мая в память о выходе в свет в 1912 году первого номера газеты «Правда», стал профессиональным праздником журналистов в большинстве стран региона.

Авторитарная коммунистическая пресса этих стран много писала об опыте коммунистического строительства в СССР, пропагандировала культ личности Сталина и местных партийно-государственных вождей, поддерживала массовые репрессии против «врагов народа», проводившиеся в конце 1940&х — начале 1950х годов. Кроме того, пресса копировала рубрикацию, внешний вид и стиль советских газет. Например, в Венгрии по инициативе руководителя коммунистической партии Матьяша Ракоши (1892–1971), который считал себя «лучшим венгерским учеником товарища Сталина», все национальные газеты, традиционно выходившие форматом А3, были переведены на формат А2, которым издавалась газета «Правда».

Такая ситуация в журналистике стран Центральной и Восточной Европы сохранялась до середины 1950х годов. Впоследствии пресса региона ушла от крайностей, но всесторонняя ориентация на советскую модель СМИ сохранялась вплоть до падения коммунистических режимов в 1989 году.

Недоверие населения к официальным средствам массовой информации сохранялось на протяжении всех четырех десятилетий социалистического эксперимента. В то же время, несмотря на господство авторитарной модели журналистики, жители восточноевропейских стран имели возможность использовать альтернативные источники информации, чего были практически лишены граждане СССР. Географическая близость к странам Западной Европы позволяла прослушивать западные радиопередачи и принимать телепередачи. По исследованиям Радио Свобода, проведенным в 1986–1987 годах, этими источниками альтернативной информации регулярно пользовались 86% поляков, 79% жителей Чехословакии, 72% населения Венгрии, 82% румын и 39% болгар.

Политические кризисы в странах Центральной и Восточной Европы и борьба за свободу слова и печати

После смерти Сталина в 1953 году наступил период оттепели в мировой политике и международных отношениях. Эта оттепель коснулась и стран Центральной и Восточной Европы. Разоблачение культа личности Сталина на ХХ съезде КПСС в феврале 1956 года привело к потребности переосмыслить пройденный послевоенный путь политического и государственного строительства. С того времени как в средствах массовой информации, так и среди интеллектуалов утвердилось мнение о необходимости очистить марксистско&ленинское учение от искажений, которые якобы привнес в него Сталин. В странах региона стали звучать требования о необходимости свободы слова и печати.

Наиболее резко антисталинские настроения и требования перемен проявились в Венгрии, где был один из самых жестких политических режимов в Восточной Европе. 23 октября 1956 года в венгерской столице Будапеште началось народное восстание с требованиями политических свобод и вывода советских войск. 29 октября восставшие захватили редакцию газеты Szabad ne´p и на ее базе начали выпускать газету Magyar Fu ggetlense´g («Венгерская независимость»). В начале ноября восстание было подавлено советскими войсками. Газету Szabad ne´p переименовали в Ne´pszabadsa´g («Непсабадшаг» — «На родная свобода»), под этим названием она выходит и сегодня. Ее тираж сократился с 690 до 580 тыс. экземпляров, но впоследствии, к началу 1970х годов, снова вырос — до 700 тыс. экземпляров. Венгерское восстание было главной темой мировых средств массовой информации: как западных, так и коммунистических.

Западная журналистика безоговорочно осудила Советский Союз, коммунистиеская — поддерживала подавление восстания. Наибольшего накала ситуация достигла в Париже, где 4 ноября 1956 года коммунистическая газета L’Humanite, освещая ввод советских войск, поместила большой заголовок: «Будапешт снова с улыбкой». 7 ноября участники антикоммунистической демонстрации французов напали на редакцию L’Humanite и даже пытались поджечь ее. Полиция не вмешивалась в конфликт, и редакцию защищали сами журналисты и члены компартии, причем в ходе этого столкновения погибли три человека. Другой политический кризис возник в Чехословакии в 1968 году. 5 января 1968 года к власти в стране пришел Александр Дубчек (1921– 1992). Он стал инициатором либерализации существовавшего строя, построения «социализма с человеческим лицом». Так, была упразднена предварительная цензура в прессе, провозглашена свобода слова и собраний, стали создаваться новые политические партии. Реформаторский курс Дубчека, получивший название Пражская весна, поддержало подавляющее большинство чехов и словаков. 27 июня 1968 года, на сле дующий день после отмены цензуры, чешский писатель Людвиг Вацулик (р. 1926) опубликовал в газете Litera´rn´ noviny («Литерарни новины» — «Литературная газета») и еще в двух газетах манифест в поддержку реформ «Две тысячи слов»1 . Этот манифест подписали около шестидесяти деятелей науки, искусства и культуры. Перемены в Чехословакии отмечали и западные журналисты. Они восхищались созданной в стране атмосферой свободы и солидарности, нетипичной ни для социалистического, ни даже для западного общества, и называли Чехословакию самой свободной страной Европы. Пражская весна отличалась от венгерских событий 1956 года тем, что лидеры Чехословакии не отказывались от социалистического курса. Они не стремились ни к разрыву с Советским Союзом, ни к выходу из Варшавского договора. Однако руководители СССР во главе с Л. И. Брежневым находили в этих реформах угрозу целостности и безопасности как Чехословакии, так и всем подконтрольным Советскому Союзу странам региона. 20 августа 1968 года в страну вошли войска стран Варшавского договора. Пражская весна кончилась, ее политические свободы ликвидированы. Дубчек и другие реформаторы со временем были отстранены от руководства, а политический строй вернулся к прежней консервативной просоветской модели. В Польше, самой крупной стране Центральной и Восточной Европы, массовые выступления с требованиями экономических и политических свобод проходили в 1956, 1968, 1970, 1980–1981 годах. В 1980 году в ходе забастовок рабочих возникло многотысячное антикоммунистическое профсоюзное объединение «Солидарность», во главе которого встал электрик из Гданьска Лех Валенса (р. 1943). С установлением военного положения в Польше в декабре 1981 года деятельность профсоюза была запрещена властями, а его лидеры посажены под домашний арест. Массовости политических протестов способствовала и позиция католической церкви, которая сохранила, несмотря на коммунистический режим, влияние на миллионы поляков. С 1945 года церковь издавала в Кракове еженедельник Tygodnik Powszechny («Тыгодник Повшех& ны» — «Мир за неделю»). Это было единственное легальное периодическое издание во всех странах социалистического лагеря, которое фактически оставалось оппозиционным на протяжении всего социалистического периода польской истории.

Общие тенденции развития журналистики стран Центральной и Восточной Европы после 1989 года

С 1989 года, т.е. с окончанием «холодной войны» и с распадом социалистической, просоветской системы в Восточной Европе, начался новый период развития журналистики, который продолжается и по сей день. Он характеризуется формированием новой системы средств массовой информации, созданием частных и независимых периодических изданий. С одной стороны, создавались новые газеты, телеканалы и радиостанции. С другой — газеты, бывшие в годы социализма рупорами коммунистических и рабочих партий, не закрылись и не потеряли заинтересованного читателя, но сохранили свои позиции в новой системе СМИ. Эти газеты поменяли названия (так, бывший орган Польской объединенной рабочей партии газета Trybuna Ludu стала называться Trybuna, газета Rudе´ prа´vo — бывший орган компартии Чехословакии — была переименована в Prа´vo, бывшая газета Болгарской коммунистической партии Работническо дело сменила название на Дума1 ), отказались от коммунистической идеологии и остались на левом фланге разнообразного спектра средств массовой информации в своих странах. Рыночная экономика, пришедшая на смену прежней системе, привела к резкому росту цен на газетную бумагу, полиграфические услуги, распространение прессы. Из-за этого немало новых газет, родившихся в переломные годы, не выдержали конкуренции и вынуждены были закрыться. Вместе с тем в странах региона появилась и получила широкое распространение отсутствовавшая прежде массовая пресса. Существенным элементом экономики СМИ стала реклама. Новым элементом в развитии средств массовой информации явилось вторжение иностранного капитала крупнейших западных информационных корпораций. Мэрдок, Максвелл, Эрсан, Бертельсман и другие предприимчивые представители корпоративной информационной элиты начали скупать газеты и журналы, издательства, прицениваются к телевидению и радиовещанию. Многие транснациональные медиаконцерны выпускают на национальных языках в странах Центральной и Восточной Европы версии западных журналов, адаптированные к условиям этих стран и национально-культурной специфике народов. Они приобрели большую популярность и составили серьезную конкуренцию традиционным журналам. Современная журналистика Польши История средств массовой информации Польши в конце 1980х — начале 1990х годов — яркий пример трансформации журналистики от авторитарной к демократической модели. Уже в 1989 году началась приватизация газет и журналов — прежде всего, принадлежавших ранее Польской объединенной рабочей партии. Политика пришедшей к власти Солидарности во главе с Лехом Валенсой по оздоровлению польской экономики получила название шокоая терапия. Эту политику активно пропагандировал известный польский журналист и общественный деятель Адам Михник (р. 1946). 8 мая 1989 года, в разгар первой за сорок лет свободной предвыборной кампании, он основал первую легальную оппозиционную газету — Gazeta Wyborcza («Га& зета выборча» — «Газета избирателей»). Спустя месяц на выборах Солидарность получила подавляющее большинство голосов избирателей — во многом благодаря информационной поддержке газеты. Вскоре Gazeta Wyborcza превратилась в общенациональное периодическое издание с тиражом около 600 тыс. экземпляров и множеством региональных выпусков. Она является частью медиахолдинга Агора, которому принадлежит 16 журналов, около двух десятков региональных радиостанций, агентство по продаже наружной рекламы, книжное издательство. Михник стремился, чтобы Gazeta Wyborcza не стала рупором правительства, но, наоборот, оппонировала власти. Так, например, 27 декабря 2002 года он опубликовал разоблачительный материал под названием «Приходит Рывин к Михнику». Это была стенограмма получасового разговора Михника с авторитетным польским актером и кинопродюсером Львом Рывиным, который, в частности, принимал участие в создании фильмов «Список Шиндлера» и «Пианист». Суд обвинил его в обмане руководства медиахолдинга Агора, нанесении ущерба репутации Польши и приговорил к двум с половиной годам тюрьмы и штрафу в 25 тыс. долл. США. Дело Рывина со всей наглядностью показало, какой силой обладает в современной Польше журналистика. 19 мая 2006 года газета Financial Times опубликовала список из двадцати самых влиятельных, по версии редакции, журналистов мира. Од& ним из них, и единственным представителем стран бывшего Варшавского договора, был Адам Михник . Другая влиятельная газета Польши Rzeczpospolita («Жэчпосполи& та» — «Речь Посполитая»2 ). Она выходила еще во времена строительства социализма и сегодня, в отличие от либеральной и, по сути, качественно-массовой Gazeta Wyborcza, позиционирует себя как умеренно консервативное издание, рассчитанное на серьезного читателя. Ее ти& раж составляет около 160 тыс. экземпляров. Всего рынок польских периодических изданий в первом десятиле& тии XXI века насчитывал около 5400 наименований.


21.05.2019; 01:32
хиты: 72
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь