пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

2. Французская в пресса в эпоху Наполеона I. Первая пропагандистская кампания в истории.

Наполеон Бонапарт

В истории мировой журналистики найдется немного политических деятелей, которые оказали бы решающее влияние на развитие журналистики. Одним из таких политиков был Наполеон Бонапарт (1769– 1821). .

Консульский указ о газетах 17 января 1800 года

Став первым консулом Франции, Наполеон спустя два месяца, 17 января 1800 года (27 нивоза VIII года по республиканскому календарю), опубликовал консульский указ о газетах, который открыл новый этап в развитии журналистики.

Наполеон утверждал, что газеты «могут служить оружием в руках врагов Республики». Чтобы этого не произошло, согласно первому параграфу декрета, из семидесяти трех газет, выходивших в то время в Париже и ближайших пригородах, закрытию подлежали шестьдесят. Оставшиеся тринадцать газет подлежали строгому контролю фактически предварительной цензуры. Впрочем, Наполеон не употреблял слово «цензура», предпочитая пользоваться эвфемизмами, и лицемерно называл должность цензора постыдной.

Второй параграф декрета уполномочивал министра полиции Жозе фа Фуше (1759–1820)следить за прессой, редакторами газет и предоставлять доклады о провинциальной печати.

Третий параграф запрещал создание каких бы то ни было новых газет — как в Париже, так и в провинции.

Консульский указ о газетах был первым в чреде многочисленных указов, декретов, ордонансов Наполеона в отношении прессы и ознаменовал начало нового этапа в развитии французской журналистики.

Газета Le Moniteur Universel

Главной французской газетой, рупором и орудием наполеоновской политики стала Le Moniteur Universel («Монитер универсель» — «Всеобщий инструктор»). Ее основал в 1789 году, на заре Французской революции, известный издатель и журналист Шарль Жозеф Панкук (1736 — 1798). До революции он владел небольшой газетой Mercure de France («Меркюр де Франс» — «Вестник Франции»), выпустил в свет в 1785 году знаменитую тридцатипятитомнуюЭнциклопедию («Толковый словарь наук, искусств и ремесел» — фундаментальный труд под общей редак& цией просветителя Дени Дидро).

Когда началась революция, Панкук решил издавать большую универсальную газету. Ее первый номер вышел в свет 24 ноября 1789 года. Сначала газета имела название Gazette Nationale ou Le Moniteur Universel («Национальная газета, или Всеобщий инструктор»). Она быстро завоевала популярность и, став одной из самых известных газет, распространялась не только во Франции, но и в других европейских странах.

Le Moniteur имел читателей даже за океаном, в незадолго до того освободившихся от Англии США.

2 декабря 1799 года Наполеон, едва став первым консулом, объявил Le Moniteur официальной государственной газетой. Ответственным за ее выход в свет и содержание был назначен один из секретарей Наполеона, опытный политик и журналист Уго Бернар Маре(1763–1839).

Став правительственным официозом, газета сразу же изменилась: вместо изложений парламентских дебатов на ее страницах стали публиковать указы и статьи Наполеона, сводки о военных действиях, которые вела наполеоновская Франция, и полемические статьи против заклятого врага Наполеона — Англии.

Все другие газеты должны были ориентироваться на Le Moniteur. В провинциях создавались отделы этой газеты.Le Moniteur обладала монополией на международную информацию.

«Я сделал Le Moniteur душой и сердцем моего правительства, — писал Наполеон незадолго до смерти. — Он был посредником между мной и народом, был выразителем общественного мнения в стране и за ее пределами, он был проникнут духом моего правительства».

Дальнейшая политика Наполеона в отношении прессы

Наполеон кардинально переосмыслил авторитарную модель печати, зародившуюся в середине XVII века при участии короля Людовика XIII и, по мере укрепления своей власти, вывел ее на принципиально новый уровень. Впервые в истории мировой журналистики сформировалась вертикальная система управления прессой из единого центра («Вертикальный» контроль управляет движением вниз и вверх по цепочке индивидуальных задач и проектов – википедия).

Прессе Наполеон придавал огромное значение. «Четыре газеты смогут принести врагу больше зла, чем стотысячная армия», — утверждал он. Ежедневно Наполеон читал ведущие французские и зарубежные газеты, часто сам писал статьи — преимущественно в Le Moniteur. В его 32томной переписке, изданной в середине XIX века, вопросы развития печати занимают в общей сложности несколько томов. Прежде всего, это письма, адресованные министру полиции Фуше.

«Подавляйте газеты еще и еще, — писал Наполеон министру Фуше вапреле 1805 года. — Публикуйте хорошие статьи. Дайте понять редакторам Journal de Debats и Publiciste, что недалек тот день, когда газеты, рассказывающие мне сказки, будут закрыты мною. Пусть даже останется только одна газета, но безупречно верная мне. Время революции прошло, и я не потерплю, чтобы во Франции осталась хотя бы одна газета или партия, которая бы раздражала меня или выступала против моих интересов».

В1800 году была принята новая конституция Франции, где уже ничего не говорилось о свободе печати. Таким образом, пресса окончательно потеряла независимость.

Правительственный контроль над прессой все время ужесточался. Наполеон объяснял это так: «Если я перестану держать печать на вожжах, я не останусь у власти и трех дней». В 1801 году было создано бюро общественного настроения — с одной стороны, для дополнительного контроля и проверки соблюдения газетами указаний Наполеона, с другой стороны, для сбора информации об отношении французов к режиму Наполеона — сначала первого консула, а затем, с 1804 года, императора.

В штат каждой газеты был введен фактически цензор, зарплату которому в размере 1/6 дохода издания должна была платить редакция. Эта сумма значительно превышала оклады самих журналистов и даже редакторов.

Декрет от 6 ноября 1807 года запрещал всем провинциальным газетам писать какие бы то ни было статьи по политическим вопросам, за исключением перепечаток из правительственного официоза. Кроме того, для всех газет устанавливался единый налог в пользу государства в размере 1/6 дохода.

В 1809 году министр полиции постановил, что в каждом департаменте должно существовать не более одной политической газеты (а их насчитывалось около ста семидесяти). Удивительно, что этот указ способствовал появлению политической прессы в некоторых отдаленных провинциях Франции, где доселе не было ни одной газеты.

Наполеоновскими декретами от 8 февраля и17 сентября 1811 года закрывались все парижские газеты, кроме четырех:Le Moniteur Universel,Journal de l’ Empire («Журналь дель ампир» — «Газета империи»),Journal de Paris («Журналь де Пари» — «Газета Парижа») и La Gazette de France («Ля Газетт де Франс» — «Газета Франции»). Эти оставшиеся газеты были объявлены собственностью государства на том основании, что за долгие годы существования они уже принесли достаточно дохода своим владельцам.

При этом лишь Le Moniteur имел право публиковать политические материалы, хотя и эта привилегия была относительной. «Если правительство узнает неприятную новость, ее не следует публиковать до тех пор, пока она не подтвердится, а когда она подтвердится, то зачем ее публиковать: ведь о ней уже известно».

При Наполеоне во французской журналистике существовал ряд запретных тем. Так, например, не разрешалось писать о прошедшей революции, свергнутой королевской династии Бурбонов. До 1807 года запрещалось упоминать в положительном контексте Россию. После заключения Тильзитского мира между Наполеоном и российским императором Александром Первым вектор французской политики изменился, и о России — вплоть до 1811 года, когда Наполеон решил начать войну против нашей страны, — разрешили писать лишь положительные статьи. Рекомендовалось также по возможности не упоминать Римского папу Пия VII (1742–1823),который попал в плен к Наполеону.

Как известно, Наполеон не терпел никакой, даже малейшей критики со стороны прессы в свой адрес. В то же время он был категорически против слащавых, безмерно лестных материалов о себе. Например, прочитав 1 апреля 1811 года в La Gazette de France льстивую заметку о рождении своего сына, Наполеон рассердился и потребовал уволить главного редактора.

Основной принцип Наполеона в отношении прессы сводился к следующему: «Газеты обязаны не только молчать, о чем прикажут молчать, но и говорить, о чем прикажут, и главное, как прикажут говорить».

Военная пресса

В течение практически всего своего пребывания у власти Наполеон вел захватнические войны. На первых порах его армия уступала по численности и обученности войскам противника, в военных походах нередки были случаи нехватки продовольствия, обмундирования. Для подъема боевого духа солдат и офицеров Наполеон решил издавать и распространять в войсках специальные газеты. Так, еще в годы Директории, в 1797 году, по его инициативе были созданы газеты «Курьер итальянской армии» и «Франция глазами армии». Наполеон публиковал там, в частности, военные бюллетени и приказы по армии.

Помимо газет, во всех военных походах Наполеон издавал бюллетени, листовки и прокламации, обращенные к армии.

Кроме того, во многих светских газетах появились должности военных корреспондентов. Такая инициатива была предпринята в ответ враждебной Наполеону Англии: в 1808 году, когда французские войска напали на Испанию, ведущая британская газета The Times командировала на франко-испанский фронт штатного журналиста Генри Робинсона. Его заметки о войне испанцев против захватчиков не только вдохновляли английских читателей на дальнейшую борьбу с французами, но и вызывали крайнее недовольство Наполеона.

Политика в области прессы в завоеванных странах

В завоеванных странах Европы Наполеон издавал собственные газеты. Кроме того, впервые в истории по его инициативе была создана система распространения прессы.

Во время военного похода в Египет (1798–1801гг.) Наполеон выпускал газетуCourrier de Egupte («Египетский курьер»). Она была рассчитана на политических и религиозных лидеров Египта.

В каждом покоренном государстве создавались газеты наполеоновской администрации, ориентировавшиеся, как правило, на Le Moniteur. Так, официальной газетой в оккупированной французами Италии была Monitore di Roma («Инструктор Рима»).

Кроме того, всячески поощрялась местная печать, поддерживавшая Бонапарта. Так, например, в захваченном французами Минске стала издаваться пронаполеоновская «Временная Минская газета». Она выходила еженедельно, в общей сложности за полгода оккупации Минска вышло в свет 25 номеров этого периодического издания.

Часто газеты, выпускавшиеся в захваченных странах и городах, издавались параллельно на двух языках: французском и языке захваченной страны или региона. Например, с 1810 по 1814 год в захваченной французами Барселоне выходила газета Diari del Gobern de Catalunya y de Barcelona («Газета правительства Каталонии и Барселоны») — одновременно на каталанском и французском языках.

Такая пресса, подконтрольная французам, отражала события и явления в свете, выгодном Наполеону. Впрочем, в некоторых оккупирванных странах местная пресса сначала искренне поддерживала Наполеона.

Во время неудачной войны с Россией, в 1812 году, Наполеон издавал бюллетени, обращенные к русской армии, а также к населению захваченных районов страны. Для этого в распоряжении штаба французской армии был типографский станок с кириллическими литерами. Но практически никакого успеха эти бюллетени не имели.

Новаторство Наполеона в отношении прессы

Отличие созданной в начале XIX столетия во Франции авторитарной концепции от аналогичной концепции XVII–XVIIIвеков в том, что для Людовика XIII и кардинала Ришелье пресса была инструментом власти, ее использовали в интересах правительства. Наполеон превратил журналистику в орудие власти, поставив практически всю прессу на службу себе. Кроме того, наполеоновская журналистика практически впервые в истории мировой прессы стала элементом пропаганды. «Мы должны управлять общественным мнением» — это высказывание Наполеона на заседании Государственного совета в июне 1804 года стало широко известным.

Задумывая войну с той или иной страной, Наполеон за некоторое время до начала боевых действий продумывал план пропагандистского прикрытия военного вторжения. К примеру, с конца 1811 года он стал готовить общественное мнение Франции и при возможности завоеванных стран Европы к необходимости завоевать Россию. В ход пускались не только газетные статьи, читатели которых подводились к мысли о том, что Россия — дикая, варварская страна. Распространялись также сфальсифицированные заведомые фальшивки, самая известная из которых — так называемое «Завещание Петра Великого» (текста которого в действительности никогда не существовало), где якобы говорилось о необходимости завоевать соседние с Россией страны и выйти к берегам Индийского океана. Таким образом, Наполеон стремился выглядеть в глазах общественного мнения защитником Европы от русских варваров.

Наполеон широко использовал политику дезинформации противника через подконтрольную прессу. По его приказу в газетах публиковались выгодные для Франции слухи о военных и политических победах над врагами.

Нередко Наполеон подкупал иностранных журналистов, а иногда и целые газеты враждебных ему стран, чтобы, таким образом, повлиять на общественное мнение и склонить его в пользу Франции. В то же время по его инициативе в Париже была создана англоязычная газета Argus («Аргус» — «Бдительный страж»). На ее страницах перепечатывались из европейских газет статьи, авторы которых писали про Францию и Наполеона в положительных тонах. Большая часть тиража газеты распространялась в Англии — стране главного противника.

Эффективность политики Наполеона в отношении прессы была очевидной даже его врагам. Так, министр иностранных дел Австрии Клемент Лотар фон Меттерних (1773–1859)писал в июне 1808 года: «Трехсоттысячное войско не сможет завоевать страну и ее пределов быстрее, чем дюжина перьев наполеоновских журналистов».

Пресса в период Ста дней

Потерпев поражение в 1814 году, Наполеон вскоре бежал из ссылки и 20 марта 1815 года захватил Париж.

Наступил последний период деятельности Наполеона — Сто дней (фактически он длился 95 дней). В течение этого короткого времени его взгляды полностью переменились, и печать получила практически неограниченную, всеобщую свободу. Одним из первых был опубликован указ о ликвидации должности королевских цензоров. Министром полиции, отвечавшим за прессу, вновь стал Фуше.

Наполеон стал считать, что может удержаться у власти только при свободной прессе.

22 апреля он утвердил соответствующий Дополнительный акт конституции Французской империи. По сути это был Декрет о свободе печати.

Но такие демократические меры оказались запоздалыми: союзные армии 22 июня 1815 года свергли Наполеона. Его сослали на удаленный от цивилизации остров Святой Елены в Атлантическом океане, где в 1821 году он умер. Судя по всему, принципами свободы печати Наполеон оставался вере до конца своих дней. Так, незадолго до смерти он писал: «Сын мой должен царствовать со свободой печати. В настоящее время это необходимость. Свобода печати принадлежит к таким учреждениям, о которых не спорят, хороши ли они. Вопрос только в том, долго ли можно отказывать в них духу времени и общественному мнению?.

После падения Наполеона политика власти по отношению к журналистике неоднократно, вплоть до 1881 года, претерпевала значительные изменения.


21.05.2019; 01:32
хиты: 72
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь