Радиорецензия – сравнительно редкий жанр. Это объясняется прежде всего тем, что форма литературно-критической работы рецензента отвечает в большей степени специфике газеты, журнала. Небольшая текстовая рецензия с краткой оценкой звучит обычно в специальных радиожурналах, посвященных литературной, театральной и музыкальной жизни.
Задача рецензента рассказать о значительном, ярком или, наоборот, неудачном произведении литературы, кино, театра, музыкального искусства, телевидения, циркового выступления актеров, представляющих общественный интерес с целью показа их достоинств или недостатков, их места в художественной и общественной жизни, значения для людей, интересующихся тем или иным видом творчества.
Оценки рецензента должны вытекать из комплекса личного восприятия произведения автором рецензии. Иллюстрации – подтверждать эту мысль, убеждать слушателей в тех постулатах, взглядах рецензента, которые он выносит на общественный суд. Главная мысль рецензента: раскрыть идейно-творческий замысел автора. Рассмотреть, как, какими средствами пользуется он для его воплощения и каков результат.
Композиция рецензии может быть гибкой. Рецензия может начинаться с какого-нибудь выигрышного момента, эпизода, впечатления. Но это в любом случае аналитический материал, которым автор аргументирует свою основную оценку. Эта оценка может быть «рассыпана» в тексте рецензии, а может быть высказана концентрированно.
Особенности радиорецензии обусловлены использованием звучащего материала: небольших фрагментов из спектаклей, музыкальных произведений, кинофильмов. Хотя их включение в рецензию сопряжено с трудностями передачи из студии «вторичного звукового материала», не рассчитанного на воспроизведение по радио. Нужно помнить о соразмерности частей авторского текста и этих звучащих «сценок». Они не должны превалировать. В противном случае они могут разрушать структуру рецензии. При необходимости эти сценки должны быть объяснены.
Отличием радиорецензии от печатной, несомненно, можно считать способ подачи. То есть рецензию на радио в виде чистого авторского текста встретить очень сложно, потому что на радио важно именно звучание, а в печатных СМИ авторское мнение является не только основой, но и целым текстом.
Радиорецензия и рецензия на ТВ ближе друг к другу, потому что и там и там могут быть использованы фрагменты из фильма (например), в отличие от печатной рецензии, но у рецензента на радио задача более сложная - обыграть этот фрагмент так, чтобы он нес смысловую нагрузку без самого изображения.