Радиоочерк. Для этого жанра важное значение имеет непосредственное авторское участие в передаче.
Радиоочерк в системе жанров радиожурналистики демонстрирует социальные связи и отношения в наиболее развернутом виде. Его предметом являются факты и события, раскрывающие социальный характер нашего современника в становлении и развитии; эти связи проявляются через мысли и поступки человека. Радиоочерк раскрывает взаимоотношения не только общественные, но и личностные.
В радиоочерке человек и окружающая его действительность могут исследоваться с разных сторон, разными методами. Сложность предмета и задач жанра определяет появление его видов, призванных более углубленно и широко отображать все разнообразие жизни документально-художественными средствами.
По предмету отображения, часто влияющему на сюжет, радиоочерк делят на три вида: путевой, проблемный и портретный.
- Путевой очерк чаще всего передает впечатления журналиста о фактах, явлениях, событиях, человеческих судьбах, наблюдаемых и анализируемых им во время путешествия.
- В проблемном очерке предметом исследования служит та или иная проблема, а материал журналиста может стать поиском путей ее решения.
- Портретный очерк называют наиболее распространенным и популярным. Он дает возможность показать человека в процессе становления его как личности, и не только показать, но и представить слушателям посредством собственно авторского рассказа, т.е. максимально используя документальность очерка.
Исторически на радио развивались три ветви жанра очерка.
- Очерк, который изначально писался для печатных изданий
- Очерк, который направленно писали для радио
- Очерк, включающий в себя как неотъемлемую часть живую документальную речь участников событий, героев.
Радиотеатр – одно из ведущих направлений художественного радиовещания, включает разнообразные по жанрам и тематике радиопьесы и инсценировки. Спектакли Р. рассчитаны на воображение человека, а не только на его логическое мышление.
Средства в радиотеатре:
Для радиотеатра очень важно заставить воображение слушателя работать, так как он незримый. Слушатель воображает себе места и картины, опираясь на знакомые звуки тех мест. Для этого используются следующие средства:
- Звучащая речь
- Музыка
- Шумы
Поэтому большое значение придается в радиопостановках звуко-голосовой характеристике образа, созданию звуко-шумовой атмосферы действия (ветер, орудийные залпы, шум мотора, шаги и т. П.), нахождения акустической среды (запись со щитами, стереофония звука, запись с ревербератором).
Радиоочерк также использует все выразительные средства вещания: звучащее слово, музыку, шумы и монтаж. Огромную роль в этом процессе играют сюжет и композиция. Движение сюжета раскрывает содержание, композиция выстраивает все элементы в единое целое. Сюжет и композиция подчиняются авторскому замыслу, реализуют его основную идею. Все это так или иначе схоже с радиопостановкой.