Ода – это поэтическое произведение, которое написано в возвышенном стиле; хвалебная песнь или хвалебное стихотворение, которое возвышает определённого человека над всем остальным миром.
В системе жанров русского классицизма ода относилась к «высоким» жанрам, в которых изображались «образцовые» герои — монархи, полководцы, которые могли служить примером для подражания.
Композиция торжественной оды обусловлена законами риторики: каждый одический текст неизменно открывается и завершается обращениями к адресату. Текст торжественной оды строится как система риторических вопросов и ответов. Что же касается последовательности развёртывания одического сюжета, то она обусловлена законами формальной логики, облегчающей восприятие одического текста на слух: формулировка тезиса, доказательство в системе последовательно сменяющихся аргументов, вывод, повторяющий начальную формулировку. Таким образом, композиция оды подчиняется тому же зеркальному принципу, что и композиция сатиры, и их общего протожанра – проповеди.
Торжественные оды М.В.Ломоносова.
Ломоносов вошел в историю русской литературы прежде всего как поэт-одописец.
Оды в России XVIII в. заказывались правительством, и их чтение было частью праздничного церемониала, но содержание и значение похвальных од Ломоносова намного шире и важнее их официально-придворной роли. Наделенные злободневным содержанием, его оды ставили на разрешение вопросы большой общественно-государственной значимости. Ломоносов посвящал свои оды Анне Иоанновне, Иоанну Антоновичу, Елизавете Петровне, Петру III» Екатерине II, и в каждой из них он развивал свои идеи и планы, связанные с судьбами русского народа. Но адресовались эти оды не только коронованным особам, но и через их головы должны были «сердца народов привлещи».
Жанр торжественной оды – это центральный жанр поэтического наследия Ломоносова, которым он оказал мощное влияние на русскую литературу.
По своей природе и способу своего бытования торжественная ода Ломоносова является ораторским жанром в той же мере, что и литературным
Он создал 20 торжественных од. Сам масштаб одического «случая» обеспечивает торжественной оде статус крупного культурного события, культурной кульминации в национальной духовной жизни. Ода обнаруживает тяготение к идеальным бытийным сферам, в отличие от сатиры, которая связана с бытовой жизнью.
Все торжественные оды Ломоносова написаны четырёхстопным ямбом, и очень многие чистым. Все они состоят из десятистишных строф, с определённой системой рифмовки: аБаБввГддГ.
Одический персонаж статуарен, лишен физического облика. 3 варианта героя: человек, отвлеч.понятие (наука) и страна.
«Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» написана высоким штилем и прославляет дочь Петра 1. отдав должное добродетелям императрицы, ее «кроткому гласу», «доброму и прекрасному лику», стремлению расширять науки, поэт заводит речь о ее отце, которого наз. «человеком каков не слыхан был от века». П.1 – идеал просвещенного монарха, который все силы отдает своему народу и государству. В оде Л. дается образ России с ее необъятными просторами, огромными богатствами. Так возникает тема Родины и служения ей – ведущая в тв-ве Л. С этой темой тесно связана тема науки, познания природы. Она завершается гимном науке, призывом к юношам дерзать во славу Российской земли.
Описывая Петра I, Ломоносов прибегает к античной мифологии. Образы Марса и Нептуна используются им для обозначения войны и моря, что придает еще больше торжественности оде.
Ода "На день восшествия Елизаветы Петровны" не только похвала императрице, но и наставление ей. Россия, которую хочет видеть Ломоносов, – великая страна, она могущественна, мудра и пребывает в мире, но главное – такое будущее возможно, если Россия будет пресвященной державой, существование которой невозможно без просвещенного монарха. В отступлении к эпохе Петра I Ломоносов словно говорит Елизавете, что она должна взять пример со своего отца и продолжить его великие дела
Ломоносов в своих торжественных одах дал блистательный образец именно высокого литературного стиля.