пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

15. «Житие протопопа Аввакума» : традиции и новаторство.

Аввакум выступает новатором, разрушая средневековый канон. Перед нами необычное произведение, в котором отразились реальные противоречия эпохи и противоречия характера и мировоззрения героя, картины общественной жизни и быта Руси XVII века.

Традиции:

  • Явление чуда – ангела, который приносит Аввакуму тарелку щей в темницу.
  • Показано «божественное исцеление», Аввакум причищает   больных вдов Марию и Софью, молится о них и они выздоравливают.
  • Остается цель любого жития – показать испытания, через которые проходит главный герой, испытывая свою веру.
  • Божественное чудо – когда Аввакум молит Бога о пощаде воеводы Еремея, тот возвращается с похода. Он рассказал, что войско погибло, а сам он спасся: во сне Еремею явился Аввакум и указал дорогу.
  • Вещие сны: Аввакум не принимает новшеств Никона по возвращению в Москву, ведь ему во сне было предостережение от Бога, а после через дочь протопопа, Огрофену, Господь возвестил, что если тот не будет держаться правой веры и творить молитвенного правила, то умрёт.
  • Традиция «бесноватости». Аввакум изгоняет бесов из Феодора, да и сам признается в бесноватости, когда избивает жену. Бес появляется перед Аввакумом в первые годы его служения.
  • Традиция прощения: Аввакум прощает все грехи, когда к нему приходят каяться.

 

Новаторство:

1.            Аввакум не причислен к лику святых.

2.            Написано при жизни.

3.            Житие напоминает исповедь-проповедь, форма повествования от первого лица придает тексту эмоциональность, силу.

4.            В общих чертах композиция выдержана, нет привычного финала.

5.            Герой - неидеальная личность, он «святой грешник»

6.            Ярко изображается внутренний мир героя, этому служат внутренние монологи.

7.            Пространства и время конкретны и реальны.

8.            Герой индивидуален, узнаваем, речь его самобытна, эмоциональна; перед нами не абстрактный идеал человека, а земной страдалец, бунтарь.

9.            Появляются комические нотки.

10.          Язык живой, разговорный, введение просторечий становится основным стилистическим приемом; автор как будто не пишет, а свободно говорит.

11.          Автор обращается к читателю из простого народа (крестьянину,горожанину), которому нелегко понять церковнославянскую речь.

12.          Сюжет изображает национальный быт, порядки, семейную жизнь.

 


23.01.2017; 09:09
хиты: 2541
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь