- Закончился гнет ига => человек чувствует себя свободным, открыт путь для личности. Особое внимание уделяется психологическому состоянию человека.
- В литературе развивается эмоционально-выразительный стиль, в жизни же, наоборот, приходит небольшой культ одиночества.
- Все это отожествляется с периодом Возрождения в Европе, однако в России до сих пор доминирует религия, поэтому данный период получает название Предвозраждения, он развивается с духом мистицизма.
- Наступает пора идеализации эпохи независимости Руси. Литература обращается к памятникам домонгольского периода.
- Русь независимая стала словно бы античностью.
- Абстрактный психологизм (Лихачев) Изучается психология человека, но без общего понятия характера. Человек по прежнему либо добрый, либо злой.
- Основные жанры литературы – летописание и агиография. Возрождается жанр хождений. Легендарно-исторические сказания.
- Интерес к человеку, к его духовному миру приводит к росту субъективного начала в литературе, к стремлению изобразить психологическое состояние человека.
Анализ эпизода из цикла сказаний о Иоанне Новгородском: сказание о путешествие Ионна на бесе в Иерусалим.
Иоанн от начала и до конца - главный персонаж повествования. Сама легенда о сказочном путешествии Иоанна на бесе возникла, по-видимому, очень рано, время же создания Сказания точно установить невозможно (вероятно, не позже 1440 г., когда Иоанн был признан местночтимым святым).
На осененном крестным знамением бесе Иоанн совершает в течение одной ночи путешествие в Иерусалим. За то, что Иоанн раскрыл тайну своего путешествия новгородцам, бес мстит святому: он устраивает так, что новгородцы обвиняют своего духовного пастыря в блуде.
Фольклорный мотив заклятого крестом и вынужденного тем служить человеку бесе широко распространен в мировой литературе. В Сказании мы встречаемся не с заимствованием этого эпизода из каких-то источников, а с оригинальной обработкой бродячего сюжета мирового фольклора. В основе Сказания лежала устная легенда об Иоанне Новгородском, а последняя в свою очередь восходит к сказочному фольклору Древней Руси.
В то же время в рассказе о чудесном путешествии Иоанна нашли отражение черты новгородского быта, ярко проявляется местный колорит. Эпизод с бесом, заключенным в сосуде, встречается в древнерусском житии Авраамия Ростовского (XV в.). Рассказ о мести беса, сходный в ряде ситуаций с соответствующей частью рассказа о путешествии Иоанна на бесе, есть в древнерусской повести " О Василии, епископе Муромском" (середина XVI в.). Оба эти памятника вторичны по отношению к Сказанию об Иоанне Новгородском.
Рассказ о путешествии Иоанна, о мести беса, о чудесном оправдании Иоанна от возведенной на него происками беса клеветы передан как удивительное и увлекательное происшествие. Отличительными чертами этого рассказа являются динамичность, острый сюжет и вместе с тем реалистичность изображения событий. Чудесен лишь сам факт, но изображение его жизненно и полно реальных ситуаций. Это сближает рассказ о путешествии Иоанна на бесе со сказкой. Описание мести беса близко к сказке и своим юмором, и своеобразным лукавством.