пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Вопрос 4 Этико-педагогические идеи в истории отечественной педагогической мысли (К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой и др.).

Профессионально-педагогические ценностные ориентации нашего учительства – это уникальное явление по духовной глубине, эмоциональной насыщенности и альтруистической готовности «отдать себя детям», это средоточие нравственных заповедей, сокровищ мысли, поведенческих моделей. Учитель должен быть народным. Последнее определение является ключом к пониманию специфики отечественной школы.

Значительное внимание личности учителя уделено в трудах революционеров-демократов Н. Г. Чернышевского (1828–1889 гг.) и Н.А. Добролюбова (1836–1861 гг.). Они считали, что доверять воспитание детей можно лишь людям, имеющим твердые убеждения и прогрессивные идеалы. В «Очерках политической экономии» Чернышевский обратил внимание на специфику педагогического труда, для которого характерно то, что окончательный продукт его «не предмет, посторонний человеку, а сам человек», что этим трудом «удовлетворяются надобности совершенно иного рода, чем надобность в домах, в стульях, в сапогах или рубашках». В ответе на вопрос «Кого можно называть образованным человеком?» содержится педагогическое и этическое кредо Чернышевского: «Три качества – обширные знания, привычка мыслить и благородство чувств – необходимы для того, чтобы человек был образованным в полном смысле слова».

В статье «О значении авторитета в воспитании» Добролюбов доказывает, что воспитание, основанное на авторитете подавления, является противоестественным, и называется такое воспитание грубым издевательством над детьми, дрессировкой. По глубокому убеждению Добролюбова, настоящим авторитетом среди детей пользуется тот педагог, который имеет высокое образование и всестороннее развитие, твердые и непогрешимые убеждения, представляет собой образец моральной чистоты, любит детей, уважает их права.

Большое значение в развитии педагогической этики имеют педагогический опыт и литературное наследие К.Д. Ушинского (1824–1870 гг.). Он подчеркивал, что «влияние личности воспитателя на молодую душу составляет ту воспитательную силу, которую нельзя заменить ни учебниками, ни моральными сентенциями, ни системой наказаний и поощрений». Поэтому учитель должен быть человеком с твердыми, глубокими и последовательными убеждениями. Без убеждений нельзя работать с творческим вдохновением. Ушинский выступал против рецептурных указаний учителю о нормах его поведения в сфере педагогического труда. Он призывал постигать закономерности, из которых вытекают эти нормы: «Мы не говорим педагогам: поступайте так или иначе, но говорим им: изучайте законы тех психических явлений, которыми вы хотите управлять, и поступайте, сообразуясь с этими законами и теми обстоятельствами, в которых вы хотите их приложить... Главное дело вовсе не в изучении правил, а в изучении тех научных основ, из которых эти правила вытекают». К. Д. Ушинский приводит классическое определение педагогического такта: «В школе должна царствовать серьезность, допускающая шутку, но не превращающая всего дела в шутку, ласковость без приторности, справедливость без придирчивости, доброта без слабости, порядок без педантизма и, главное, постоянная разумная деятельность». Великий педагог отмечает и антиценности, явно не способствующие плодотворной педагогической деятельности. К ним он относит «жажду денег, неверие в добро, отсутствие нравственных правил, презрение к мысли, любовь к окольным тропинкам, равнодушие к общественному благу, снисходительность к нарушению законов чести».

Беспрецедентным по духовной высоте является не только литературное, но и этико-педагогическое наследие Л. Н. Толстого (1829–1910). Размышляя над нравственной основой поведения учителя, он постепенно изменял свои взгляды на стратегию воспитания. Если в 60-е гг. XIX в. он считал недопустимым любое вмешательство в нравственную сторону жизни учеников, то к концу жизни подчеркивал необходимость внушения детям сути вечных истин, нравственных положений.

Существенным постулатом в системе этико-педагогических воззрений Л.Н. Толстого выступает любовь. Его классическая формула «совершенного учителя» складывается из двух проявлений этого универсального по своей духовной насыщенности чувства – любви к делу и любви к детям. Причем эта формула им неоднократно пояснялась. Например, в статье «Образование и воспитание» он писал: «Хочешь наукой воспитать ученика, люби свою науку и узнай ее, и ученики полюбят тебя и науку, и ты воспитаешь их». Толстой говорил, что учитель подобен дроби, где числитель – то, что он собой представляет, а знаменатель – то, что он о себе воображает. И чем больше знаменатель, тем меньше дробь. Если же знаменатель бесконечен, то дробь равна нулю.

Заслуга русского философа В.В. Розанова (1856-1919) заключается в том, что он выделил ценностное ядро педагогической деятельности. В основу системы образования, по его мнению, должны быть положены три принципа: 1) принцип индивидуальности, ориентирующий на сохранение как в учителе, так и в ученике их драгоценнейшего достояния, лучшего, что имеет каждый, особенного – индивидуальности, за счет чего и совершается образование; 2) принцип целостности, требующий соблюдения положения: избегать разорванности в знаниях и в чувствах; 3) принцип единства типа, который подразумевает, что получаемые воспитанником впечатления должны выходить из источника одной какой-нибудь исторической культуры.

В такой школе должны быть и особые педагоги. В. В. Розанов выделяет некоторые их типы: педагог-художник, педагог-ремесленник, педагог-ученый, отдавая приоритет первому типу, поскольку тот работает с цельным человеком. Конечно, в обучении и воспитании крайне важна сама технология, основывающаяся на содержании и целях. Вместе с тем важным является творчество учителя и ученика, одухотворенность процесса обучения и воспитания, основанные не на слепом поклонении авторитету учителя, а на творческом содружестве обучаемого и обучающего. В. В. Розанов подчеркивает важность связующей нити между учеником и учителем, когда учитель и ученик могут общаться «глаза в глаза». В число главных ценностных ориентаций учителя философ включил красоту, личность, родину, землю, любовь – ценности вечные и незыблемые.


28.05.2017; 21:16
хиты: 100
рейтинг:0
Профессии и Прикладные науки
образование
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь