Западники:
- Европа – эталон развития.
- Идеи либерализма, свободы личности
- монарха стоит либо убрать (республиканская форма), либо ограничить (конституционная и парламентская монархия)
- крепостное право – это пережиток.
- Общину нужно распустить и создать частного фермера
- многие говорили о свободе вероисповедания и отделении церкви от государства
Славянофилы:
- главное – государство, а личность должна служить общей идеи.
- Европа – пример морального падения
- Россия должна идти по своему пути развития.
- абсолютизм – это истинно славянская форма правления,
- конституция и парламент – это чуждые для славян политические инструменты.
- крепостное право – это пережиток.
- крестьянская община – это лучшая форма управления землей и ведения хозяйства
- православие – основа русского государства, «Святой Руси»
Народничество
В 50—60-е годы среди молодежи распространился тип нигилиста. Молодые люди из разночинцев пошли в университеты. Осенью 1861 г. была введена плата за обучение и запрещены студенческие сходки. Несостоявшиеся Базаровы пошли в народ искать свое место в жизни. Народничество, у истоков которого стояли Герцен и Чернышевский, сложилось в мощное движение со своей идеологией.
пропагандистское направление — идеолог Лавров. Россия может миновать стадию капитализма и перейти к социализму путем революции. Основа будущего строя- крестьянская община. Он выдвинул теорию «героя и толпы», согласно которой народ (толпа) слепо следует за героем. Героями являются лучшие представители интеллигенции.
анархическое, направление — идеолог Бакунин. Критика марксизма. Государство- высшее зло, оно угнетает человека►должно быть разрушено в ходе стихийного народного бунта. За свободную организацию общества. В результате установятся социализм, равенство, упразднится брак, дети будут воспитываться обществом.
заговорщическое направление — идеолог Ткачёв. Он полагал, что самодержавие не имеет прочной основы, поэтому для его свержения нужна не крестьянская революция, а лишь небольшая группа заговорщиков. Они захватят власть и проведут социалистические преобразования, установят равенство и братство.
В конце 70-х годов идеи Ткачёва стали одерживать верх в народническом движении.
Весной 1874 г. народники начали первое хождение в народ. Они направились в Среднее Поволжье, которое в 1873—1874 гг. охватил тяжёлый голод, и полагали, что это обстоятельство поможет поднять крестьян на «всеобщий бунт». Но пропаганда успеха не имела, особенно не воспринимались идеи об общем имуществе и призывы бунтовать против царя.