Начиная с 13–14 веков православие становится главной составляющей всей общенациональной идеологии, играет определяющую роль при формировании всех значимых общественных идеалов.Сохранение истинной веры означало и сохранение независимости духовной жизни народа. А независимость духовная должна была привести и к независимости политической. Поэтому идея защиты православия стала связываться в сознании с идеей национально-государственной независимости.
В духовно-политической мысли 13–14 веков появились новые герои: новые мученики, погибшие за веру (Михаил Черниговский,Михаил Тверской), князья освободители Руси (Александр Невский).
Появляется множество легенд, обосновывающих первенство московских государей над всеми русскими князьями и королями Польши и Литвы, захватившими значительную часть русских земель. В «Сказании о князьях Владимирских» доказывается связь рода Рюрика с родом древнего римского императора Августа. Так же появилась теория, провозглашавшая Москву «третьим Римом»(1510г. игумен Псковского монастыря Филофей) «Первый Рим пал, второй – пал (уничтожение Византийской империи турками), третий Рим – Москва, а четвертому не бывать»► задача создания централизованного государства осознавалась в контексте священной истории, связывалась с задачей спасения всего человечества, искупительной миссией христианства.Сопротивление соседних княжеств при этом трактовалось как сопротивление Божественному промыслу, т. е. как тяжкий грех.