|
|||||||
48. Манипулятивный потенциал новостных выпусков. Критерии и принципы селекции. Стратегия «жестких» и «мягких» новостей.СМИ всегда вызывали устойчивое внимание общественности в силу своей информационно-оперативной специфики. Глобальный переход в информационный век добавил своих вопросов. Все увеличивающиеся объемы информации предполагают управление этой информацией. Любой метод выбранный манипулятором влечет за собой воздействие на общественное мнение. Манипулятивных методов и целей множество. И если в рамках общепринятого подхода «…манипуляция - это вид психологического воздействия, искусное исполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями». То сегодня это уже не откровенное манипулирование, а цивилизованная конкуренция, ведущаяся по всем правилам работы с информацией. СМИ часто упрекают в манипулировании общественным мнением. По мнению М. Паренти, СМИ "отбирают большую часть информации и дезинформации, которыми мы пользуемся для оценки социально-политической действительности. Наше отношение к проблемам и явлениям, даже сам подход к тому, что считать проблемой или явлением, во многом предопределены теми, кто контролирует мир коммуникаций". Манипулятивный арсенал (методы) СМИ известен: преднамеренное искажение реального положения вещей путем замалчивания одних фактов и выпячивания других, публикации ложных сообщений, пробуждение у аудитории негативных эмоций с помощью визуальных средств или словесных образов и т. д. Все эти приемы направлены на создание определенного эмоционального настроя и психологических установок у аудитории. Критерии и принципы селекции контента. Контент — Информационное содержание сайта (тексты, графическая, звуковая информация и др.), а также книги, газеты, сборника статей, материалов и др. Виды контента 1. Полезный. Его еще называют обучающим, так как он включает мастер-классы, переводы, советы, инструкции и другую информацию, которая может стать полезной и повысит уровень грамотности пользователя. 2. Развлекательный контент. Всевозможные видео и статьи про животных и детей, анекдоты, загадки, цитаты, истории людей. Они отвлекают и расслабляют. 3. Новостной. Человек приходит, например, на сайт, чтобы узнать свежие новости как в мировом масштабе, так и в конкретной отрасли и т.п. 4. Пользовательский. Его создают сами посетители, выкладывая свои видео и тексты, обзоры товаров, комментарии и т.д. Такой чаще встречается в интернет-СМИ. 5. Коммерческий контент, что такое и в чем он заключается, сейчас станет понятно. Компания, продвигающая какой-либо товар или услугу, знакомит с ней пользователей, пишет о преимуществах, побуждает к действию, предлагает всевозможные бонусы и призы. 6. Репутационный. Включает информацию о конкретной компании: годы создания, как развивалась, какие награды успела получить, как отзываются о ней в СМИ и т.п. 7. Интерактивный. Этот контент вовлекает пользователя в общение, создается обратная связь. Обсуждаются проблемы, даются советы, проводятся опросы. Типы контента Вид размещенной информации определяются четким планом и стратегией в соответствие с профилем целевой аудитории: 1. Текст. Включает текстовые и технические статьи, интервью, обзоры и опросы. 2. Видео. Часто дополняет текстовое содержание. Автор собственного проекта в интернете может сам записать видео-ролик или сделать слайдовую презентацию. И в том и другом случае он не отступает от выбранной темы и дает ответы на поставленные вопросы. 3. Контент для сайта представлен и аудио-информацией. Пользователь запускает запись и тоже получает ответ на свой вопрос. 4. Графика. Обычные изображения представлены схемами, чертежами, фотографиями и др. Инфографика является сравнительно новым направлением и предусматривает использование специально созданного изображения, вмещающего в себя статью, имеющую вид заметок, картинок, диаграмм и др. Стратегии жестких и мягких новостей. Практически любой газетный или журнальный материал начинается с вводной части, которая выделена гарнитурой (типом шрифта), кеглем (размером шрифта), абзацем, «плашкой» (заливкой фона). Это – лид (lead; отсюда: «лидер», «лидировать»). Лид важен по ряду причин: • он вовлекает читателя в чтение, создавая впечатление неотложности и возбуждая интерес • он сообщает наиболее важную информацию по теме • он устанавливает тон повествования Лид – один из основных раздражителей для читателя, просматривающего газетную полосу. Именно после прочтения лида многие решают, читать ли им материал или лучше перейти к другому. Сам текст, идущий за лидом, в англоязычной журналистике называют body (корпус), а в России чаще всего просто «текст». Различают «жесткое» и «мягкое» информирование. «Жесткая» новость Приятный сюрприз состоит в том, что с «жесткой» новостью (hard news) мы уже знакомы. Это как раз и есть четкие ответы на классические вопросы – КТО? ЧТО? ГДЕ? КОГДА? КАК? ПОЧЕМУ? и построение текста в виде «перевернутой пирамиды». При этом самую важную информацию журналист выносит в лид, остальные сведения помещает в текст (body). Важно не загромождать «жесткий» лид второстепенными деталями и излишними подробностями, отвлекающими внимание от основного содержания. «Мягкая» новость В отличие от жесткой новости как сообщения повышенной оперативности, "мягкая" новость менее оперативна, точнее, для нее оперативность не особенно важна. Штрихи и подробности заостряют внимание на необычности, занимательности, вводится момент интриги. Форма мягкой новости позволяет «подбираться к факту», делать постепенным знакомство с ним. Поскольку надо переключить внимание с итога на обстоятельства, выделить занимательные подробности, структура новости меняется. Композиция по принципу «перевернутой пирамиды» тут не годится. Лид строится с учетом читательского интереса, но не сообщает, а оттягивает сообщение самого интересного во второй (даже третий) абзац. Идет нарастание до кульминации, а далее – по принципу убывающего интереса. Для интригующих заходов мягких новостей используются так называемые «специальные лиды», которые в отличие от лида «перевернутой пирамиды», не излагают содержание вкратце, но подводят к нему. В отличие от «единственности» лида жесткой новости (есть ощущение, что конкретная заметка и должна начинаться именно так, а не иначе), специальные лиды выглядят менее обязательными, игровыми, сочиненными журналистом. Если жесткий вариант крепко скручен, то мягкая новость разворачивается постепенно, как бы строится на глазах у читателя. Журналисты шутят, что жесткую новость надо писать так, чтобы ее можно было удобно проглотить, а мягкую – так, чтобы читатель посмаковал сообщение. Подведем итоги. Журналистский текст начинается с вводного абзаца – лида. За ним следует собственно текст (body). Лиды и сами новости делятся на жесткие и мягкие. «Жесткая» новость «только фиксирует» факты, она нацелена на мгновенное проникновение в сознание читателя. Мягкие заходы оттягивают знакомство читателя с новостью, плетут интригу. Выбор зависит от темы, от стиля издания и его ориентации на деловую, общественно-политическую или развлекательную информацию. Так, например, глянцевые журналы стремятся заинтриговать своих читательниц, в газетах соседствуют как жесткие, так и мягкие лиды, в Интернет-изданиях доминирует жесткая лаконичная подача информации, без «сантиментов». Но даже и при мягкой подаче новости лучше избегать умничанья и чрезмерной живописности. Пусть лид будет скорее информативным, чем сенсационным. Теперь вы можете написать вашу новость довольно разнообразно. Не хватает лишь заголовка. Но это – тема следующего выпуска. 49. Новости и механизмы воздействия: подходы Ланса Беннета, Джей Тачмен и Долфа Зиллмана. Феномен «иллюзии знания». ПОКА НЕ ГОТОВ.
|
|||||||
|