По силе и длительности эмоции делятся на две группы: ситуативные и устойчивые, в каждой выделяются эмоциональные состояния разного уровня интенсивности (силы). Перечислим их в порядке возрастания интенсивности. К ситуативным эмоциям относятся: эмоциональный тон ощущений, эмоции, аффект. К устойчивым относятся: настроение, чувства, страсть.
Существуют также базальные эмоции: радость, удивление, страдание, гнев, отвращение, презрение, страх, стыд.
Классификация эмоций, возникающих под влиянием медиа:
- эмоции, как реакции на реальные события;
- эмоции, как реакции на вымышленную информацию;
- коммоции – чувства, вызванные наблюдением за эмоциями других людей.
Когнитивно-аффективная модель эмпатии заключается в следующем:
- когнитивная способность воспринимать и определять эмоции других;
- когнитивная способность более высокого уровня, которая позволяет перенять позицию и роль другого человека;
- готовность к эмоциональной реакции, способность переживать те же эмоции, что и другой человек (на экране).
Модель жажды ощущений. Основные положения:
- эстетика напряжения как стабильное состояние;
- потребность поддерживать определенный уровень внутренней активизации: чтобы сохранить напряжение, необходимы новые переживания;
- потребность активизации как на индивидуальном, так и на социальном уровне;
- использование медиа как одного из способов поддержания напряжения.
Низкий уровень активации зрителя: документалистика. Средний: боевики, комедии, игровые шоу. Высокий: фильмы ужасов, спортивные программы, информационные передачи с насилием.
Уровня психологического возбуждения зависит от размера экрана (прямая зависимость).
Концепции в рамках модели поиска ощущений:
- концепция «управления настроением» (Долф Зиллманн): зрители активно управляют своим настроением, выбирая те программы, от просмотра которых ожидают желаемого уровня активации и специфических эмоций);
- эффект переноса активации;
- эффект привыкания (многократный просмотр снижает активацию, зритель утрачивает личную ответственность (в т.ч. «усталость от сочувствия» и «эффект упрощения»).