Ассоциативность мышления журналиста
Ассоциация (от латинского associatio - соединение) - это связь между психическими явлениями, при которой актуализация (восприятие, представление) одного из них ведет за собой появление другого. Понятие об ассоциации сложилось в философских учениях древнего мира. Аристотель в своих философских трактатах широко использовал ассоциацию как творческий прием в системе философского учения.
Ассоциация позволяет найти неожиданные композиционные и
концептуальные решения журналистского материала.
Фантазия, воображение в творчестве журналиста
Фантазия и воображение широко используются в творчестве журналиста. Фантазия и воображение являются для журналиста одновременно и помощником и неприятелем.
Воображение - это психический процесс, выражающийся в построении образа средств и конечного результата предметной деятельности субъекта, в создании программы поведения, когда проблемная ситуация не определена, в продуцировании образов, которые не программируют, а заменяют деятельность, в создании образов, соответствующих описанию объекта. Воображение позволяет представить результат труда до его начала, тем самым, Отражение качественно различно в неорганической и органический природе, в мире животных и социальном мире, в более элементарных и высокоорганизованных системах. На уровне организма отражение первично проявляется в раздражимости, как возникающей под воздействием . внешних и внутренних стимулов способности живой материи отвечать на воздействие избирательной реакцией, соответствующей особенностям источника. Такое отражение в процессе развития преобразуется в чувствительность как способность иметь ощущения - первичные психические образы среды. Отражение служит предпосылкой развития более сложных форм.
Отражение выступает материалом для создания образов не только чувственного, но и логического мышления, а также творческой фантазии, получающих свое воплощение в продуктах культуры.
Эмоциональное и реальное в журналистике
Эмоции от латинского emoveo - потрясаю, волную. Эмоции - психическое отражение в форме непосредственного пристрастного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций, обусловленного отношением их объективных свойств к потребностям субъекта.
Простейшая форма эмоции, т.н. эмоциональный тип ощущений - непосредственные переживания, сопровождающие отдельные жизненно важные воздействия (вкусовые, температурные и т.д.).
Эмоции человека - это некие устойчивые чувства к предметам, явлениям. Сильное, доминирующее чувство, называемое страстью. Эмоции в творчестве выражают оценки явлениям, событиям.
Реальное то, что существует в действительности. Текст журналистского материала, написанный живо, эмоционально, убедительно затрагивает сердца и души читателей. Чтобы текст стал злободневным, тема должна затронуть сердце и душу автора. Когда сам волнуешься, болеешь душой, радуешься или злишься, текст получится эмоциональным, живым, убедительным.
Эмоциональный ряд присущ художественно-публицистическим жанрам, аналитическим и даже информационным. Трудно представить себе репортаж без эмоции. Методы репортажа - это эффект присутствия и эффект соучастия. И присутствие, и соучастие предполагает отношение автора, эмоции автора. Причем эмоции, основанные, опирающиеся на реальные факты, реальные обстоятельства. Эмоции в журналистике идут от реальности, от многообразия жизненных реалий.