пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

30. Неоромантизм

— течение в литературе и искусстве рубежа XIX–XX вв., связан> ное с традициями романтизма, но возникаю> щее в иную историческую эпоху, когда на пер> вый план выходит не новаторство содержания и формы, а эстетический и этический протест против дегуманизации личности и реакция на натурализм и крайности декаданса. В широ> ком смысле неоромантизм — совокупность различных направлений и течений этого пери> ода, родственных романтизму (так называе> мый неоромантический ореол: символизм, эс> тетизм и др.). Термин «неоромантизм» появился еще в конце XIX в. (Д. Мережковский, Г. фон Гоф> мансталь и др.). Неоромантики верили в силь> ную, яркую личность, они утверждали единст> во обыденного и возвышенного, мечты и действительности. Согласно неоромантическому взгляду на мир все идеальные ценности можно обнаружить в обыденной действительности при особой точке зрения наблюдателя, иными словами, если смотреть на нее сквозь призму иллюзии. Неоромантизм неоднороден: в каж> дой стране, где он утвердился, он приобретал специфические черты. Для немецкого и австрийского неороман> тизма, сложившегося под влиянием творчест> ва Р. Вагнера, характерны такие черты, как «материализация» мечты вплоть до создания «мира мечты», иногда противопоставленного обыденной действительности, иногда слитого с ней; разработка проблемы идеала, абстраги> рование его от конкретного социального со> держания, абсолютизация его и противопос> тавление материальному миру или попытка * Статья подготовлена при поддержке РГНФ (проект № 11>04>12028в). синтеза действительности и идеала при обяза> тельном приоритете последнего; разработка образа человека искусства как воплощения положительного идеала неоромантизма; про> тивопоставление образа художника обществу и обстоятельствам; отсутствие ограничений в системе жанров (обращение к драме, рома> ну, новелле, сказке, различным жанрам по> эзии и т. д.), поиски новых жанров (например, «музыкальная драма» Р. Вагнера); в области языка — стилизация как главный принцип ор> ганизации языкового материала (неороманти> ческий стиль как таковой не сложился во мно> гом из>за господства принципа стилизации); соединение собственно неоромантических принципов с принципами импрессионизма, символизма, отчасти натурализма. У немецких и австрийских неоромантиков тема трагиче> ской судьбы художника, сталкивающегося с прозой жизненных обстоятельств, стала особенно популярной благодаря образу Ло> энгрина в одноименной музыкальной драме Р. Вагнера. «Потомками» Лоэнгрина стали Тициан в драме Г. фон Гофмансталя «Смерть Тициана», Петер Майский в одноименной но> велле Р. Хух, мастер Генрих в драме Г. Гаупт> мана «Потонувший колокол» и другие неоро> мантические персонажи. Для ведущих бельгийских неоромантиков характерны изображение активной личности, создание героического характера (Ариана в драме М. Метерлинка «Ариана и Синяя Бо> рода», Эреньен в драме Э. Верхарна «Зори»); показ взаимоотношений героя и общества как сложных (отсутствие прямого противопостав> ления); оптимистическое мировосприятие; пе> ренесение обусловленности персонажей во> внутрь («внутренний закон»), некоторая огра> ниченность жанров (основной жанр — драма); отказ от принципа «исторического колори> та» как подменяющего принцип историзма, использование приемов условного (зачастую аллегорического) театра, отсутствие собст> венного неоромантического стиля, широкое использование трансформированного симво> листского стиля. Английский неоромантизм представляет собой сложный феномен. Существование нео> романтической литературы сочетается с поч> ти полным отсутствием писателей>неороман> тиков как таковых. Неоромантизм отдельных произведений О. Уайльда неотделим от черт символизма, отчасти реализма, Д. Конрада — от импрессионизма, в творчестве Р. Киплин> га романтические рассказы (например, «Рик> ша>призрак», «Дети Зодиака») соседствуют с реалистическими зарисовками светского общества («Воспитание Отиса Айира», «За> урядная женщина»), неоднозначен творче> ский метод мастеров приключенческого жан> ра: Т. Майн Рида, Р. Л. Стивенсона, А. Конан Дойля, Г. К. Честертона, Г. Р. Хаггарта, Р. Са> батини и др. Эстетическая и эмоциональная критика отдельных сторон общественной жизни, как правило, трансформируется в кри> тику обыденного, неромантического созна> ния отдельного человека; обыденность или экзотичность окружающего мира зависит не от имманентно присущих ему качеств, а от характера миросозерцания индивида (в том числе самого автора). Характерный для евро> пейского неоромантизма образ героической личности обычно заменяется образом «неза> метного героя» (Конан Дойль, Честертон), ре> бенка (Киплинг), молодого человека (Стивен> сон), «маленького человека» (Киплинг). Для английского неоромантизма свойственно ста> вить героя в зависимость от обстоятельств (вплоть до появления у Конрада темы рока в образе моря), которые не только не подавля> ют героя, но позволяют ему полнее раскрыть> ся. Обстоятельства, в которые попадает герой, лишаются конкретного социального содержа> ния (в их качестве выступают, например, при> родные стихии). Сюжет большинства неоро> мантических произведений выстраивается как напряженная интрига. Основные жанры, раз> рабатываемые английскими неоромантика> ми, — приключенческие романы, повести, рас> сказы. Несколько особняком стоит роман Э. Л. Войнич «Овод», овеянный романтикой революционной борьбы. Иначе выглядит неоромантизм во Фран> ции. Стремление французских неоромантиков к созданию особого поэтического мира объяс> няет, почему они так часто обращаются к жа> нру «поэтическая драма». Драма в стихах ока> зывается наиболее адекватной формой выра> 310 ЗНАНИЕ. ПОНИМАНИЕ. УМЕНИЕ 2012 — №2 жения условно>поэтического восприятия дей> ствительности, свойственного неороманти> кам. Создание особого поэтического мира позволяет удовлетвориться иллюзией в ис> следовании мира реального. «Воинствующая иллюзия» становится отправной точкой для формирования неоромантического взгляда на мир. Создание поэтического мира во многих случаях является не самоцелью, а спосо> бом поместить в соответствующую обстанов> ку весьма условного неоромантического ге> роя. Проблема героизма и героической лично> сти — главная проблема французского неоро> мантизма. Неоромантики культивируют представле> ние о героизме как внутреннем свойстве, которое может не проявляться в конкретных героических поступках. Такое понимание ге> роизма ярко выражено в новелле Ж. Ришена «Дон Хозе Храбрый», включенной в его сбор> ник «Испанские рассказы». Дон Хозе совер> шает все свои героические поступки во сне, в то время как в обычной жизни он ничем не примечателен. Новелла заканчивается фра> зой, носящей программный для ряда неоро> мантиков характер: «Сид, вероятно, не был так храбр, как Дон Кихот». Эта концепция в значительной степени определила типы ха> рактеров в ранних (неоромантических по су> ществу) драмах Р. Роллана «Людовик Святой» и «Аэрт». В целом французский неороман> тизм представляет собой весьма амфорное явление. Неоромантики стремятся занять, ча> сто инстинктивно, среднее положение между натурализмом и символизмом, отвергая как нигилизм первого по отношению к духовному началу, так и нигилизм второго по отношению к материальному миру. Ослабевает острота критического отношения к действительности, свойственная В. Гюго; неоромантики в сво> ем большинстве стоят на официальных или умеренно>либеральных позициях, их творче> ство, как правило, не противоречит прави> тельственному курсу (не случайно ряд неоро> мантиков был избран в Академию, среди них А. де Борнье, Ф. Коппе, Э. Ростан, Ж. Риш> пен). Характерной чертой неоромантизма ста> новится эклектизм. Свойственный романтиз> му начала XIX в. пафос нового исчезает. Од> нако к 90>м годам XIX в. вырисовывается об> щий характер французского неоромантиз> ма как этико>эстетического протеста против антигуманного общественного строя, упадоч> ной позитивистской философии, натурализма и декадентской литературы. Неоромантизм получил наиболее полное выражение в твор> честве Э. Ростана (1869–1918), автора знаме> нитой героической комедии «Сирано де Бер> жерак» (1897). В пьесе излагается неороман> тическая концепция героизма как внутренней способности человека преодолевать силу обстоятельств. Видеть в действительности идеал — вот основная мысль пьесы. Другие про> изведения Ростана — комедия «Романтики», драмы «Принцесса Греза», «Самаритянка», «Орленок», «Шантеклер». К неоромантизму нередко относят также творчество Ж. Верна (1828–1905), автора научно>фантастических романов, в которых он прославляет романти> ческого героя новой эпохи — ученого, искате> ля («Дети капитана Гранта», «20 тысяч лье под водой», «Таинственный остров»). Неоромантическое движение охватывает и другие страны Европы. Некоторые произведе> ния великих норвежцев Г. Ибсена (позднее творчество) и К. Гамсуна, творчество итальян> ских (А. Фогаццаро, С. Бенелли, Д. Пасколи), польских (С. Выспяньский, С. Пшибышев> ский), чешских (Я. Врхлицкий, И. Махар, А. Сова), венгерских (Е. Комьяти, Л. Барте, Ф. Мольнар) писателей тесно связаны с нео> романтическими тенденциями. Неоромантизм занимает заметное место и в литературе США (А. Бирс, Д. Лондон). Американский исследо> ватель В. Л. Паррингтон называет «новый романтизм» одним из трех главных литера> турных направлений в американской литера> туре после 1919 г., т. е. в более поздний пери> од, чем в Европе. Неоромантизм в России выступает прежде всего как «неоромантический ореол». Он про> низывает творчество А. Чехова, особенно его драматургию («Чайка», «Вишневый сад»), раннее творчество М. Горького вообще тради> ционно определяется как «неоромантиче> ское» («Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песнь о Буревестнике» и др.). Неоромантизм 2012 — №2 Энциклопедия гуманитарных наук 311 широко представлен в поэзии Серебряного ве> ка (А. Блок, К. Бальмонт, З. Гиппиус, А. Ахма> това и др.), в прозе И. Бунина, Л. Андреева. Д. Мережковский в 1894 г. публикует статью «Неоромантизм в драме» («Вестник иност> ранной литературы», ноябрь), вводя термин «неоромантизм» в литературные дискуссии. Тем не менее неоромантизм в России выступа> ет скорее как литературная атмосфера нос> тальгии об уходящем мире и предчувствия рождения нового, прекрасного и справедли> вого или жестокого мира, чем как отчетливо выделяемое течение. В литературе XX в. нео> романтическая линия сохранилась (А. Грин), но значительно ярче проявился дух роман> тики, связанной с преобразованием общества (В. Вишневский, А. Макаренко), героизмом молодости (А. Фадеев), открытием новых го> ризонтов науки (научная фантастика). В западном искусствознании термин «нео> романтизм» используется несколько шире, чем в русской традиции, особенно в примене> нии к явлениям живописи, музыки и т. д. По> добно тому как в литературе неоромантизм может пониматься как общая характеристика ряда направлений и течений от позднего ро> мантизма и символизма до импрессионизма и реализма рубежа веков, в живописи и музы> ке может охватывать самые разные явления, родственность которых видится в возрож> дении романтических тенденций на рубе> же XIX–XX вв. (живопись импрессионистов и постимпрессионистов, музыка Сен>Санса и Дебюсси, Эльгара и Грига).

 

 

 

 


04.06.2018; 22:20
хиты: 63
рейтинг:0
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь