пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Образы, основные темы, идеи прозы ВОВ

22 вопрос. Великая Отечественная война – это тяжёлое испытание, выпавшее  на  долю русского народа. Литература того времени не могла оставаться  в  стороне  отэтого  события. С самого  начала  войны  писатели  почувствовали   себя   «мобилизованными   и призванными». Около двух тысяч писателей ушли на фронт, более четырехсот  из них не вернулись. Это А. Гайдар, Е. Петров, Ю. Крымов,  М.  Джалиль;  совсем молодыми погибли М. Кульчицкий, В. Багрицкий, П. Коган. Фронтовые писатели жили одной жизнью со сражающимся народом:  мерзли  в  окопах, ходили в атаку, совершали подвиги и ...писали.  Русская литература периода ВОВ стала  литературой  одной  темы  –  темы войны,  темы  Родины.  Писатели  чувствовали  себя  "окопными  поэтами"  (А.Сурков), а вся литература в целом, по меткому выражению  А.  Толстова,  была "голосом героической души народа". Лозунг "Все силы  –  на  разгром  врага!" непосредственно относился и к писателям. Писатели военных лет владели  всеми родами литературного оружия: лирикой и сатирой,  эпосом  и  драмой.  Тем  не менее первое слово сказали лирики и публицисты. Стихи транслировались по радио наряду с информацией о  важнейших  военных  и  политических  событиях. Многие стихи переписывались в фронтовые блокноты, заучивались наизусть. Стихи  "Жди меня"  Константина  Симонова,  "Землянка"   Александра   Суркова,   "Огонек" Исаковского. В годы  войны  между поэтами и народом установился невиданный в истории  нашей  поэзии  сердечный контакт. В дни войны обострилось чувство отчизны. Это нашло отражение и  в  поэзии:  появись  проникновенные  стихи  о  Москве Суркова и Гусева, о  Ленинграде  Тихонова,  Ольги  Берггольц.,  Видоизменился  в  лирике  военных  лет  и  характер   так   называемого лирического героя: прежде всего он стал более земным, близким, чем в  лирике предшествующего периода. "Приземление"  лирики  не помешало поэтам передавать грандиозность событий и  красоту  подвига  нашего народа.Любовь к отечеству и  ненависть  к  врагу  –  это  тот  неиссякаемый  иединственный источник, из которого черпала в годы ВОВ свое вдохновение  наша лирика. Наиболее известными поэтами  того  времени  были:  Николай  Тихонов, Александр Твардовский, Алексей Сурков, Ольга Берггольц,  Михаил  Исаковский, ПРОЗА. В  годы  Великой  Отечественной  войны  получили  развитие  не   только стихотворные  жанры,  но  и  проза.  Она  представлена  публицистическими  и очерковыми  жанрами,  военным  рассказом  и  героической  повестью.   Весьма разнообразны  публицистические жанры: статьи, очерки, фельетоны,  воззвания, письма, листовки. Статьи  писали:  Леонов,  Алексей  Толстой,  Михаил  Шолохов,  Всеволод Вишневский,  Николай  Тихонов.  Они  воспитывали  своими  статьями   высокие гражданские чувства, учили  непримиримо  относиться  к  фашизм. Статьи, обращенные к родине и народу, были весьма  разнообразны  по жанру: статьи  - обращения, призывы, воззвания, письма, дневники. Таково,  к примеру, письмо Леонида Леонова "Неизвестному американскому другу". Публицистика оказала огромное влияние на все жанры  литературы  военных лет, и прежде всего на очерк. Из очерков мир  впервые  узнал  о  бессмертных именах Зои Космодемьянской, Лизы, Александра Матросова,  о  подвиге молодогвардейцев, которые предшествовали  роману  "Молодая  гвардия". Очерки,  посвященные  героическому тылу  представляют  собой  портретные  зарисовки.   Оборона Ленинграда и битва под Москвой явились причиной  создания  ряда событийных  очерков,  которые  представляют  собой  художественную  летопись боевых операций. Об этом свидетельствуют очерки: "Москва. Ноябрь 1941  года" Лидина, "Июль - Декабрь" Симонова. В годы Великой Отечественной  войны  создавались  и  такие  произведения,  в которых  главное  внимание  обращалось  на   судьбу   человека   на   войне. "Просто  любовь"  В.  Василевской,  "Это  было  в Ленинграде" А. Чаковского, "Третья палата" Леонидова. В 1942 году появилась повесть о войне В. Некрасова «В  окопах  Сталинграда. Читатель увидел в  повести  великое  испытание,  о  котором написано  честно  и  достоверно,  столкнулся  со  всей  бесчеловечностью   и жестокостью  войны.  Это  была  одна  из  первых  попыток  психологического осмысления подвига народа. В этом же суровом сорок втором происходят события повести В.  Кондратьева «Сашка». Автор произведения тоже фронтовик, и воевал он подо Ржевом так  же, как и его герой. И повесть его посвящена подвигам  простых  русских  солдат. В. Кондратьев так же, как и В. Некрасов, не отступил от правды, рассказал  о том жестоком и  тяжелом  времени  честно  и  талантливо.  Тема подвига человека  на  войне  получила  свое  развитие  в  литературе послевоенного времени.


13.01.2017; 19:21
хиты: 64
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь