пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Драма Островского ГРОЗА. Конфликт, система персонажей. Образ Катерины

ВОПРОС 7. Драма островского «Гроза» конфликт, система персонажей. Образ Катерины.

Система персонажей:

Драмы А. Н. Островского отличаются большим новаторством. До него произведения, предназначенные для постановки в театре, не затрагивали купеческую среду. Кроме того, Островский первый уделяет так много внимания речевой характеристике своих героев. 
Одним из шедевров Островского и всей русской драматургии считается драма «Гроза». Сам автор считал ее своей творческой удачей. Пьеса была написана в 1859 году, после путешествия Островского по Волге. Впечатления, полученные в этом путешествии, отразились в произведении: «Все это откликнулось в «Грозе» - передача быта, нравов, общей атмосферы провинциального города Калинова, в воссоздании ярких характеров». 
    И на самом деле, система образов в драме очень интересна. Известно, что главный конфликт «Грозы» - столкновение пробуждающейся светлой личности с «темным царством», с его деспотизмом, фальшью и лицемерием. Исходя из этого конфликта, персонажей можно условно разделить на два лагеря. Первый лагерь – это представители «темного царства». Сюда можно отнести Дикого и Кабанову. Второй лагерь – жертвы «темного царства». Фактически, это все остальные персонажи пьесы. 
    Представители первого лагеря отличаются редкостным самодурством, тиранией, фанатичной приверженностью к старине, нежеланием принимать ничего нового. Страшно то, что они являются самыми главными людьми в городе, от них зависит все. Поэтому неподчинение правилам домостроя было практически невозможно.
    Дикой изображен как законченный самодур. Он куражится перед племянником, перед домашними, но отступает перед теми, кто способен дать ему отпор. Речь Дикого трудно спутать с речью других персонажей. Вот как он говорит с Борисом: «Баклуши, что ль, бить сюда приехал! Дармоед! Пропади ты пропадом». Почти теми же словами оскорбляет Дикой и Кулигина: «Да что ты ко мне лезешь со всяким вздором!.. Ты должен был прежде узнать, в расположении ли я тебя слушать, дурака, или нет». Иначе ведет себя Дикой с Кабановой. Именно у нее самодур ищет успокоения: «Разговори меня, чтобы у меня сердце прошло». Именно в Кабанихе Дикой видит родственную душу, способную его понять и поддержать. Недаром они называют друг друга кум и кума. 
    Марфа Игнатьевна Кабанова – это характер сильный и властный. Она ярая сторонница домостроевских порядков. Кабаниху искренне расстраивает то, что ее жизненные принципы уходят в прошлое, молодежь живет своим умом. Ей кажется, что если рухнут ее устои, то наступит конец света: «Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю». Поэтому она и тиранит всех окружающих. А эти качества вместе с сильным и властным характером делает жизнь в ее доме просто невыносимой. 
    Под ее гнетом находятся, в первую очередь, дети Кабанихи и ее сноха Катерина. Варвару и Тихона, на мой взгляд, можно назвать жертвами «темного царства». Они, каждый по-своему, выживают в этих условиях. Варвара, как более сильный, смелый и хитрый характер, лучше приспособилась к такой жизни. Ей уже неплохо живется в Калинове. Для своего спокойствия и ради избежания неприятностей она живет по принципу «шито да крыто», обманывает и ловчит. Ничего безнравственного она в этом не видит, девушка старается брать от жизни что может. 
    Тихон намного слабее своей сестры. Об этом говорит его речь: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!»; «Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг»; «Да смеем ли мы, маменька, подумать» и так далее. Сначасла кажется, что Тихон просто очень почитает свою мать. Но потом мы выясняем, что ему смертельно надоела ее власть, вечное брюзжание и надзор над его жизнью. Но в то же время ни себя, ни Катерину он защитить не в состоянии. Недаром драматург дал ему имя Тихон. Он не готов исполнять роль мужа, главы семьи. Тем не менее, этот герой несет в себе зачатки положительного, «светлого царства». Он искренне любит свою жену, не хочет, чтобы она боялась его. В конце драмы он даже осмеливается перечить своей матери, обвинять ее в смерти своей жены. 
    Жертвами «темного царства», по большому счету, можно назвать всех жителей города Калинова. Они уже с молоком матери впитали все домостроевские правила и не смеют им перечить, считая их единственно верными. Даже некоторые чудаки, наподобие Кулигина, которые стремятся изменить жизнь калиновцев к лучшему, бессильны. Их энтузиазм натыкается на стену непонимания и злобы со стороны отцов города. Попытка нарушить устои «темного царства» ни к чему не приводят, потому что они очень сильны. Борис попытался влезть в «чужой монастырь со своим уставом». Он соблазнил Катерину, но у него не хватило сил спасти ее, увезти из ненавистного города. «Темное царство» оказалось сильнее. 
    Самой светлой и самой одухотворенной личностью в пьесе является Катерина. Ей жизненно необходимо другое существование, наполненное светом, радостью, свободой, душевной чистотой. В доме Кабанихи она этого получить не может. Бессознательно ища другой жизни, она еще больше запутывается. Поддавшись соблазну, она входит в конфликт с самой собой. Я считаю, что причина самоубийства Катерины была не в тирании «темного царства», а в измене себе. Даже если бы она уехала из Калинова, то не смогла бы жить дальше, так как совершила бы страшный грех. Ее нравственная чистота и большая религиозность помешали бы ей радоваться жизни. Все это позволяет назвать Катерину представителем «светлого царства». 
В итоге, система образов в пьесе позволяет Островскому глубоко и правдиво раскрыть конфликт «Грозы». Он показывает трагедию людей, живущих во мраке, и людей, пытающихся вырваться из этой тьмы.

Образ Катерины

Катерина Кабанова – один из главных персонажей пьесы А.Н. Островского«Гроза». Это молодая женщина, ещё не имеющая детей и живущая в доме свекрови, где, помимо них с мужем Тихоном, живёт ещё и незамужняя сестра Тихона, Варвара. Катерина уже какое-то время влюблена в Бориса, живущего в доме Дикого, – осиротевшего его племянника. Пока муж находится рядом, она мечтает о Борисе тайком, но после его отъезда Катерина начинает встречаться с молодым человеком и вступает с ним в любовную связь, при пособничестве невестки, которой связь Катерины даже выгодна.

Основной конфликт в романе – это противостояние Катерины и её свекрови, матери Тихона, Кабанихи. Жизнь в городе Калинове – глубокое болото, которое все глубже и глубже засасывает. «Старые понятия» довлеют надо всем. Что бы ни сделали «старшие», им всё должно спустить с рук, вольномыслия здесь не потерпят, «барство дикое» здесь чувствует себя, как рыба в воде.

Свекровь испытывает ревность к молодой привлекательной невестке, чувствуя, что с женитьбой сына, её власть над ним держится только на постоянных упрёках и моральном давлении. В невестке, несмотря на её зависимое положение, Кабаниха чувствует сильного противника, цельную и не поддающуюся её самодурскому гнету натуру. Катерина не испытывает к ней должного почтения, не трепещет и не глядит Кабанихе в рот, ловя её каждое слово. Она не разыгрывает печали, когда муж уезжает, она не пытается быть полезной свекрови, чтобы заслужить благосклонный кивок – она другая, её натура сопротивляется давлению.

Катерина – верующая женщина, и для нее грех – это преступление, которое она не может утаить. В доме родителей она жила так, как хотела, и делала то, что ей нравилось: сажала цветы, истово молилась в церкви, испытывая чувство просветления, с любопытством слушала рассказы странниц. Её всегда любили, и характер у нее выработался сильный, своевольный, она не терпела никакой несправедливости и не могла лгать и лавировать.

У свекрови же, однако, её ожидают постоянные несправедливые попрёки. Она виновна в том, что Тихон не проявляет, как прежде, должного почтения к матери, да и от жены его не требует. Кабаниха попрекает сына тем, что он не ценит страдания матери во имя него. Власть самодурши ускользает из рук прямо на глазах.

Измена невестки, в которой впечатлительная Катерина призналась прилюдно – это повод Кабанихи ликовать и повторять: «А я же говорила! А никто меня не слушал!» Все грехи и прегрешения оттого, что воспринимая новые веяния, не слушают старших. Мирок, в котором старшая Кабанова живёт, вполне её устраивает: власть над домашними и в городе, богатство, жёсткое моральное давление над домашними. Это жизнь Кабанихи, так жили её родители, и их родители – и это не менялось. Пока девушка молода, она делает то, что хочет, зато выйдя замуж, она как умирает для мира, появляясь с домашними только на базаре и в церкви, да изредка в людных местах. Вот и Катерина, придя в дом мужа после вольной и счастливой молодости, тоже должна была символически умереть, но не смогла. То же ощущение чуда, что вот-вот нагрянет, ожидание неизвестного, желание влететь и воспарить, что было с ней с её вольной юности, никуда не пропало, и взрыв все равно бы произошёл. Пусть не связью с Борисом, но Катерина бы все равно бросила вызов тому миру, в который пришла после замужества.

Катерине было бы легче, люби она мужа. Но каждый день наблюдая, как Тихон беспощадно подавляется свекровью, она растеряла и чувства, и даже остатки уважения к нему. Она его жалела, время от времени подбадривая, и даже не сильно обижаясь, когда униженный матерью Тихон вымещает на ней свою обиду.
Борис кажется ей другим, хотя он находится из-за сестры в таком же униженном положении, как и Тихон. Поскольку Катерина видит его мельком, она не может оценить его душевных качеств. А когда две недели любовного дурмана развеиваются с приездом мужа, она слишком занята душевными терзаниями и своей виной, чтобы понять, что его положение не лучше положения Тихона. Борис, все ещё цепляясь за слабую надежду, что ему что-то достанется из состояния бабушки, вынужден уехать. Он не зовёт с собой Катерину, на это его душевных сил не хватает, и он уходит со слезами: «Эх, кабы сила!»
Выхода у Катерины нет. Невестка бежала, муж сломлен, любовник уезжает. Она остаётся во власти Кабанихи, и понимает, что та теперь не спустит провинившейся невестке ничего… если уж и раньше бранила её ни за что. Дальше – это медленная смерть, ни дня без попрёков, слабый муж и нет никакой возможности видеть Бориса. И верующая Катерина предпочитает всему этому страшный смертный грех – самоубийство – как освобождение от мук земных.

Она осознает, что её порыв страшен, но для нее даже предпочтительнее кара за грех, чем жизнь в одном доме с Кабанихой до своей физической смерти – духовная уже произошла.

Цельная и вольнолюбивая натура никогда не сможет выдержать давления и глумления.

Катерина могла бы бежать, но не с кем было. Потому – самоубийство, быстрая смерть вместо медленной. Свой побег из царства «самодуров русской жизни» она всё-таки совершила.

 


13.01.2017; 14:50
хиты: 108
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь