пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

Тематика и проблематика комедии ГОРЕ ОТ УМА грибоедова

Главными темами и проблемами комедии "Горе от ума" являются:

-крепостное право и жестокость помещиков

-воспитание и образование дворян

-погоня за чинам и наградами

-бюрократия

-вражда к "новым людям", противостояние "старой" и "новой" жизни

-скалозубовщина и аракчеевщина

-декабризм

-либерализм

-французомания, любовь ко всему иностранному

Помимо этого, автор затрагивает и общечеловеческие темы, как например, любовь, отношения мужчины и женщины, брак и семья и т.д

Тема «ума» - вот важнейшее философское и нравственное понятие, стоящее в центре комедии. Свое отношение к «уму», ученью, знанию так или иначе высказывают все действующие лица, проблема рассматривается с разных сторон. Этим, может быть, объясняется и своеобразие композиции, не случайно Пушкин предрекал, что пьесу растащат на пословицы. 

Для Чацкого ум, причем именно его ум, обличающий и бескомпромиссный, «ум, алчущий познаний», - едва ли не высшая ценность. Молодой, искренний, смелый, он обладает неуравеновешенным, даже нервным характером, готов вспыхнуть в любую минуту, он готов кому угодно доказывать свою правду, мало заботясь о том, насколько он будет понят. 

«Служить бы рад, прислуживаться тошно», - гордо заявляет Чацкий. В то же время «химик и ботаник», двоюродный брат Скалозуба, может быть, «алчет познаний» не меньше Чацкого, но, удивив общество (вышел в отставку, когда ему следовал чин), он не производит все же никакого «скандала», просто удалился и «в деревне книжки стал читать». Фамусов в своих суждениях об уме и учености тоже весьма и весьма радикален: 

Несчастная Софья наделена умом совершенно особенным - женским: «если любит кто кого, зачем ума искать и ездить так далеко?» Она и Чацкого объявляет безумным, защищая от его остроумия и бескомпромиссности любимого человека и 

Не случайно и имя героини: Софья по-гречески «мудрость». Софья и в самом деле отнюдь не глупа, но ум ее подводит, как и Чацкого, она жестоко обманывается в своем избраннике. 

Молчалин по-своему тоже умен. Философия его («угождать всем людям без изъятья») весьма подробно и основательно разработана. Проницателен и страшен образ Репетилова: бестолковый пустозвон рисует страшную пародию на Тайное общество. «Секретнейший союз» в Английском клубе, «тайные собрания» по четвергам, идейный вождь, которого 

И этот человек, в «добродетелях» которого легко угадывается портрет Толстого-Американца, известнейшего, может быть, хулигана и бретера, шулера и хулигана эпохи, 

Грибоедов как будто предвидит характер многих и многих будущих тайных обществ. То, что ему удалось сказать в немногих строках, несколько столетий спустя станет темой толстенных романов («Бесы» Достоевского, «На ножах» Лескова). 

проблематика:

1. Комедия «Горе от ума» была написана А.С. Грибоедовым в начале XIX
века, а эпоха смены веков, как правило, сопровождается глубокими
изменениями в социальной среде и характерным для этого времени быстрым
нарастанием противоречий между представителями двух веков. Грибоедов уловил
главный общественный конфликт, наметившийся после Отечественной войны 1812
года. В комедии ставятся самые жгучие вопросы той поры: положение русского
народа, крепостное право, взаимоотношения между помещиками и крестьянами,
самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние
просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода
личности, национальная самобытность.
2. Идейный смысл комедии заключается в противопоставлении двух
общественных сил, жизненных укладов, мировоззрений: старого,
крепостнического, и нового, прогрессивного; в разоблачении всего отсталого
и провозглашении передовых идей того времени. Борьба «века нынешнего» с
«веком минувшим» — это борьба Чацкого, передового человека своего времени,
и отсталого фамусовского общества.
Представители московского дворянства лишены каких-либо гражданских
мыслей и интересов. Смысл жизни они видят прежде всего в обогащении, они
карьеристы и завистники. Они стоят у власти, занимают высокое общественное
положение. Службу они рассматривают только как источник доходов, как
средство получить незаслуженные почести. Очень показательно признание
Фамусова:

А у меня что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

В обществе московских дворян распространены такие явления, как
кумовство, семейственность. Фамусов говорит:

Ну как не порадеть родному человечку,

и не скрывает тот факт, что у него

...служащие чужие очень редки:
Все больше сестрины, свояченицы детки.

Это люди, лишенные чувства гуманности, враги свободы, душители
просвещения, их сокровенное желание — «забрать все книги бы да сжечь». Один
из них выменивает на три борзые собаки толпу своих слуг, которые «и честь и
жизнь его не раз спасали». Другой, ради пустой забавы, сгоняет на
крепостной балет «от матерей, отцов отторженных детей», а затем распродает
их поодиночке.
3. Сатирически обличая поместную и бюрократическую знать, всю феодально-
крепостническую систему, А. С. Грибоедов ясно видел и положительные
общественные силы своей эпохи, зарождение и рост новых, прогрессивных
стремлений и идей. Так, Скалозуб жалуется Фамусову, что его двоюродный
брат, набравшийся «каких-то новых правил», пренебрег следовавшим ему чином,
оставил службу и «в деревне книги стал читать». Княгиня Тугоуховская
рассказывает, что ее родственник, учившийся в педагогическом институте,
«чинов не хочет знать!». Фамусов, имея в виду широкое распространение
вольномыслия, называет свое время «ужасным веком». Но с наибольшей полнотой
пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе
Чацкого. Это, несомненно, горячий патриот, бесстрашный воин против
крепостничества и деспотического самовластья, мужественный рыцарь правды,
беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому,
что стоит на пути разума. Он клеймит невежество, обличает барство и
выступает пламенным пропагандистом науки, просвещения, искусства. Грибоедов
писал: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека; и
этот человек разумеется в противоречии с обществом, его окружающим».
Глубоко веря в правоту своих идей, Чацкий убежден, что его мечтания
осуществятся, что будущее принадлежит новым людям, его собратьям по духу.
4. В комедии конфликт заканчивается всеобщим признанием Чацкого
сумасшедшим, а любовная драма завершается разоблачением любовной интриги,
которую вел Молчалин. В конце пьесы Чацкий чувствует себя покинутым всеми,
в нем усиливается чувство отчужденности от общества, к которому он некогда
принадлежал. Развязка любовной драмы влияет на основной конфликт: Чацкий
оставляет неразрешенными все противоречия и покидает Москву. В столкновении
с фамусовским обществом Чацкий терпит поражение, но, проигрывая, он
остается непобежденным, так как понимает необходимость борьбы с «веком
минувшим», его нормами, идеалами, жизненной позицией.
5. Изображая в комедии «Горе от ума» социально-политическую борьбу
консервативного и прогрессивного лагерей, общественные характеры, нравы и
быт Москвы, Грибоедов воспроизводит обстановку всей страны. «Горе от ума» —
это зеркало феодально-крепостнической России с ее социальными
противоречиями, борьбой уходящего мира и нового, призванного победить.
Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — выражение идей первого этапа
русского освободительного движения.

Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали передовые люди своего времени. 
Не случайно и Грибоедов в своем произведении затрагивает эту проблему. Его комедия “Горе от ума”, написанная перед декабрьским восстанием, повествует о передовом разуме и о реакции общества на это. Первоначальное название комедии было “Горе уму”, затем автор заменил его на “Горе от ума”.
Главный герой Чацкий еще не появился в доме Фамусова, но там уже витает идея безумия, связанная с негативным отношением к образованию и просвещению. Так, Фамусов говорит: “И в чтенье прок-от невелик”. Позже все персонажи комедии выскажутся по этому поводу, каждый выдвинет свою версию безумства Чацкого, но все общество дружно придет к одному мнению: “Ученье — вот чума, ученость - вот причина”. Фамусовское общество избавится от Чацкого, объявив его сумасшедшим, не приняв обличительных речей, клеймящих их образ жизни, а оружием изберет сплетню.
Фамусов, как типичный представитель своего общества, имеет свое
мнение относительно ума и умного человека. Для него умный человек -это практичный, житейски мудрый человек. Хотя он и не отказывает Чацкому в уме, но тем не менее более подходящей партией для Софьи считает Скалозуба: “Солидный человек и знаков тьму отличья нахватал, не по летам и чин завидный, не нынче завтра генерал”. В разговоре со Скалозубом московский барин говорит о той опасности, которая исходит от таких умников, как Чацкий. К тому же Чацкий неправильно использует полученные знания. Все должно быть направлено на достижение чинов, на соблюдение традиций, жить должны так, “как делали отцы”. Фамусов выдвигает свой идеал умного человека. По его мнению, это Максим Петрович, достигший больших чинов и высокого положения в обществе благодаря своему практическому уму, умению “сгибаться вперегиб”, когда надо было “подслужиться”. Сам Фамусов таких высот не достиг, поэтому и заискивает перед князьями Тугоуховскими и Скалозубом.
Молчалин, секретарь Фамусова, воплощает также практический ум. Это было замечено Чацким:

Молчалин! - Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрет!

По своей натуре Молчалин — мелкий человек, любыми путями стремящийся достичь заветной цели в жизни, смысл которой сводится к тому, “чтоб награжденья брать и весело пожить”. В своей практике он следует заветам отца- “угождать всем людям без изъятья”, но при этом считает, что “в его лета не должно сметь свое суждение иметь”, так как “в чинах он небольших”. Софью он любит “по должности”, успокаивает разгневанную Хлестову партией в карты. По мнению Чацкого, Молчалин “дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных”.
Чацкий является полной противоположностью Молчалину, несмотря на то, что они оба молоды. Герой обладает пылкой, страстной натурой. Он готов пожертвовать всем ради своих идеалов, наполненных гражданским смыслом. Он хочет служить “делу, а не лицам”. Для Чацкого ум и правда, истина и честь являются главными жизненными ценностями. Герой выступает против воспитания, принятого в фамусовском обществе, когда стремятся “набирать учителей полки, числом поболее, ценою подешевле”. Ему не чужды патриотические чувства, именно поэтому его раздражает “слепое подражанье” всему иностранному. Свои мысли Чацкий высказывает в обличительных речах, направленных против устоев фамусовского общества. Его монологи, ораторские по стилю, свидетельствуют об образованности и просвещенности главного героя, поэтому в них так много афоризмов. Ум Чацкого - ум передового человека, именно это является причиной того, что косное общество не приемлет его взглядов и идей, так как они противоречат укладу старого московского дворянства.
Любовь Чацкого к Софье не случайна, ведь она также обладает умом. Но ум Софьи практический. Софья, как типичная девушка своего времени и класса, свой ум черпает из французских сентиментальных романов, поэтому она и выбирает себе в возлюбленные Молчалина, чтобы впоследствии сделать из него “мужа-мальчика, мужа-слугу”. Она руководствуется при этом житейской мудростью, ведь она - дочь своего отца.
В комедии есть еще один тип ума, который мы можем видеть у горничной в доме Фамусова Лизы. Как второй резонер в комедии, она выражает авторскую позицию, поэтому именно из ее уст мы слышим характеристики различных персонажей: “Кто так чувствителен, и весел, и остер, как Александр Андреич Чацкий”, “Как все московские, ваш батюшка таков: желал бы зятя он с звездами да с чинами” и так далее. Бесспорно, Лиза обладает природным умом и житейской мудростью простолюдинки, она находчива, хитра, но при этом преданна своей госпоже.
Таким образом, в комедии “Горе от ума” представлены различные типы ума, начиная от житейски мудрого и кончая передовым, прогрессивным умом. Но фамусовское общество не приемлет передовой ум, отвергает его, объявив Чацкого социальным безумцем и вынудив его покинуть Москву.


13.01.2017; 14:17
хиты: 81
рейтинг:0
Гуманитарные науки
литература
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь