Классицизм– художественный метод и эстетическое направление в искусстве и литературе XVII–XIX веков.Истоки мирового классицизма– Франция XVII века; воззрения, которые принадлежали выдающимся французским драматургам Корнелю и Мольеру и теоретику литературы Н.Буало.
Особенности комедии классицизма:
1) Герои делятся на положительных и отрицательных, ясно выражена авторская оценка. Каждый герой – носитель какой-нибудь черты (добродетели или порока), что отражается в «говорящих фамилиях» (Скотинин, Простаков, Милон, Правдин, Стародум у Фонвизина).
Сюжет основан, как правило, на «любовном треугольнике»: героиня – герой-любовник – второй любовник.
В конце классицистской комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует.
3) Принцип трех единств вытекает из требования подражания природе:
- единство времени: действие развивается не более суток;
- единство места: автор не исключительного характера в исключительных обстоятельствах, сильной, бунтарской личности, непримиримой с миром. Это человек не только свободен духом, но еще особенный и необычный. Чаще всего это одиночка.
- Культ чувств, природы и естественного состояния человека. Отрицание рационализма, культа разума и упорядоченности.
- Существование «двух миров»: мира идеала, мечты и мира действительности. Между ними существует непоправимое несоответствие. Это приводит художников-романтиков в настроение отчаяния и безнадежности, «мировой скорби».
- Обращение к народным сюжетам, фольклору, заинтересованность в историческом прошлом, поиски исторического сознания. Активный интерес к национальному, народному. Поднятие национального самосознания, нацеленность на самобытность среди творческих кругов европейских народов.
- В литературе становятся популярны развернутые описания экзотической природы, бурных стихий, а также образы «естественных» людей, «не испорченных»
Романтизм и его черты
Романтизм - направление в искусстве и литературе, возникшее в конце 18 века в Германии и распространившееся по Европе и Америке.
Признаки романтизма:
- Подчеркнутое внимание к человеческой личности, индивидуальности, внутреннему миру человека.
- Изображение бунтарских настроений и предвкушения переломных вех в истории страны. В литературе того времени выделяется два направления: психологическое и гражданское. Первое было основано на описании и анализе чувств и переживаний, второе же – на пропаганде борьбы с современным обществом. Общей же и главной идеей всех романистов служило то, что поэт или писатель должен был вести себя согласно тем идеалам, которые он описывал в своих произведениях. Самые яркие примеры романтизма в литературе России XIX века - это: - повести «Ундина», «Шильонский узник», баллады «Лесной царь», «Рыбак», «Ленора» Жуковского; - сочинения «Евгений Онегин», «Пиковая дама» Пушкина; - «Ночь перед Рождеством» Гоголя; - «Герой нашего времени» Лермонтова.
Реали́зм — направление в литературе и искусстве, ставящее целью правдивое воспроизведение действительности в её типичных чертах. Господство реализма следовало за эпохой Романтизма и предшествовало Символизму.Критический реализм - художественное направление, в основе которого -
принцип историзма, правдивого изображения действительности.
Возник в 20-х годах XIX века в Европе.
во многом как отрицание художественных принципов романтизма.
Для реализма характерна типизация как средство раскрытия социальных
качеств личности.
Реализм создает типические характеры в типических обстоятельствах.
Прием объективной повествования, усовершенствованный Флобером,
уступает приему, в котором оценка явлений, полемика, дискуссия,
открытое
проявление позиции писателя являются обычными вещами.
Широкие обобщения, смелые гипотезы, обращение к достижениям науки
и культуры - все это черты критического реализма.
Критический реализм родился прежде всего в Англии и во Франции.
Его представителями были такие художники, как Стендаль, О. Бальзак,
В. Скотт, Ч. Диккенс.
В русской литературе его выразителями были М. Гоголь, Л. Толстой,
Ф. Достоевский, А. Чехов и др.
Социалистический реализм и его черты
Социальный реализм - термин, закрепившийся в советском искусствоведении на определение художественного метода литературы и искусства, «представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества» (определение БСЭ ). Социалистический реализм был единственным официально разрешенным в СССР «творческим методом» литературы и искусства.Предшественниками социалистического реализма считают революционных поэтов 19 века (Г.-Л. Веер, Э. Потье ), русских революционных демократов ( Виссарион Белинский, Николай Чернышевский, Николай Добролюбов ).
М. Горький в 1917 заложил основы социалистического реализма, а в советское время был главным его создателем.
Особенности социалистического реализма:
«Истинное» изображения действительности "в ее революционном развитии» означает, что литература и искусство должны быть лестной иллюстрацией политики КПСС, выдавать желаемое за действительное. Отклонения в правдивом изображении советской действительности с присущими ей недостатками пятнается как и «антисоветская пропаганда и агитация». Отсюда такие известные в советской литературе и искусстве явления, как «лакировки действительности» и «теория бесконфликтности», то есть изображение действительности в розовых красках. Борьба против этих явлений, тем вспыхивает по периодов относительной либерализации режима (хрущевская «оттепель»), не дает желанных последствий, ибо они органически приметные социалистическому реализму.
Потребность маскировать фальшь в содержании создала специфические художественные особенности, присущие всей литературе и искусству социалистического реализма. В литературе - перегрузки лишней информацией и статическими описаниями в искусственных словесных украшениях с преобладанием эпитетов и сравнений (типичные в этом отношении и произведения лучших прозаиков - О. Гончара, П. Загребельного и др..), при одновременном обеднении литературного языка в объем газетной лексики, искусственный пафос, иногда с уклоном в сентиментальность (романы М. Стельмаха, биографические повести и рассказы Ю. Мартич т.д.), дидактизм и морализаторство.
Согласно изменениям, которых несла в своем развитии советская система, можно различить несколько этапов и в истории социалистического реализма, на обзоре которых легко заметить, что утверждение, будто он «обеспечивает исключительную возможность выявления творческой инициативы, выбора разнообразных форм, стилей и жанров», - не соответствует действительности.
За первого периода социалистического реализма (1934 - 41) в прозе и изобразительном искусстве эти возможности были сужены до производственного жанра: иллюстрирования индустриализации и коллективизации (в изобразительном искусстве еще портреты и памятники, преимущественно Сталину ), в поэзии до прославления партии и вождей ( «Партия ведет» П. Тычины, «Песня о Сталине» М. Рыльского ) в музыке величальные в честь партии песни и кантаты.
До войны в искусстве доминировал патриотический плакат и сатирическая карикатура, в литературе - патриотическая тематика с уклоном в публицистику (рассказы и статьи А. Довженко), но медленно и с уклоном в восхваление российского «старшего брата».
В последней стадии своего развития социалистический реализм формулируется как победа «партийности» и «народности», а эти понятия по порядку толкуются как синонимы служение литературы и искусства интересам партии. Социалистический реализм требует изоляции от литературы и искусства Запада, с особым упором на критике «ревизионизма» западных коммунистических теоретиков.
Теоретики социалистического реализма ссылаются на высказывания К. Маркса, Ф. Энгельса, В. Ленина, резолюции съездов КПСС и на Л. Брежнева. Многочисленная литература о Социалистический реализм, созданная за последние десятилетия советской эпохи, отмечается крайним догматизмом и сводится к комментированию искусственно подобранных цитат из указанных источников.
Символизм был самым значительным явлением в поэзии «серебряного века». Возникнув в 1890-е годы как протест против позитивизма и «бескрылого реализма», символизм был эстетической попыткой уйти от противоречий реальной действительности в область вечных идей, создать надреальный мир. Теоретические основы символизма дал Д.С. Мережковский в лекции 1892 года «О причинах упадка и новых течениях современной русской литературы». Символисты утверждали три главных элемента: мистическое содержание; символы, естественно возникающие из глубин души художника; утонченные способы выражения чувств и мыслей. Целью символизма был подъем к «идеальной человеческой культуре», который можно осуществить через синтез искусств. Ключевым понятием символизма был символ. Символ — это многозначное иносказание, которое содержит в себе перспективу развертывания смыслов. В сжатом виде символ отражает истинную, скрытую сущность жизни. Вяч. Иванов писал: «Символ только тогда истинный символ, когда он неисчерпаем и беспределен в своем значении. Он многолик, многомыслен и всегда темен в последней глубине». Но символ является и полноценным образом, его можно воспринимать и без содержащихся в нем смыслов.
В русском символизме существовали две ветви — «старшие символисты» (конец 1890-х годов) и младосимволисты (начало 1900-х годов). «Старшие» связывали искусство с богоискательством, с религиозными идеями (Д. Мережковский, 3. Гиппиус, К. Бальмонт, В. Брюсов, Ф. Сологуб). В своей поэзии они развивали мотивы одиночества, роковой раздвоенности человека, непознаваемости действительности, ухода в мир предчувствий.
«Младшие» символисты (А. Блок, А. Белый, Вяч. Иванов) ищут в реальном его тайный смысл. Их символы, внешне не называющие связи с действительностью, должны были отражать действительность, познаваемую не разумом, а интуитивно. Философской основой «младших символистов» были идеи Владимира Соловьева, который считал, что миром правит Мировая Душа. Она воплощается в образ Вечной Женственности, к которой должен устремляться поэт, пытаться выразить ее. Символисты исходили в своем творчестве из идеи двоемирия: реальный мир лишь несет отпечатки вечных сущностей, истинного мира.
Поэзия символистов отличается особой тональностью, яркой эмоциональностью, музыкальностью. В ней создается своя система образов — Прекрасная Дама, Вечная женственность, Душа Мира. Складывается и свой словарь, где часто употребляются слова «тайна», «дух», «музыка», «вечность», «мечта», «туманный призрак» и т.д. У каждого символиста был свой круг ключевых символических образов.