пользователей: 30398
предметов: 12406
вопросов: 234839
Конспект-online
РЕГИСТРАЦИЯ ЭКСКУРСИЯ

40. НЕОИДЕАЛИЗМ И ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ

     Неоидеализм (новый идеализм) представляет собой философскую реакцию на классическую немецкую философию, с одной стороны, и позитивизм — с другой. Он формируется, начиная с 40-х гг. XIX в. Правда, работа Артура Шопенгауэра «Мир как воля и представления», являющаяся классическим образцом неоидеализма, появилась в 1818 г. Однако при жизни Г.В.Ф. Гегеля А. Шопенгауэр как философ не привлекал внимания (его больше знали как сына писательницы И.Г. Шопенгауэр).

Основными представителями этого философского течения являются Артур Шопенгауэр (1788—1860). Серен Къеркегор (1813—1855), Фридрих Ницше (1844—1900).

      Характерная черта неоидеализма — иррационализм, т.е. учение о том, что основой миропонимания является не разум, а такие формы человеческого сознания, как представление, воображение, воля, переживания, а также бессознательные элементы сознания (инстинкты, «озарения» и др.). 

      Для неоидеализма объектом философского исследования становится внутренняя жизнь человека, через призму которой ведется интерпретация различных общественных явлений: культуры, человека, власти, религии, морали и др.

«ФИЛОСОФИЯ ЖИЗНИ» — философское направление,  сложившееся в последней трети XIX в. в Германии и Франции. Ее  представители — Ницше, Дильтей, Зиммель, Бергсон, Шпенглер, Ортега-и-Гас сет. Основа «философии жизни» — представление о жизни как о  первичной, фундаментальной  реальности, органической целостности, предшествующей разделению на субъект и объект, материю и дух,  бытие и сознание. Ницше, продолжая традицию Гераклита, считает жизнь вечным движением, становлением, изменением. Жизнь лишена бытия, лишена цели, неподвластна оценке. На подобной трактовке жизни  базируются теория Ницше о «воле к  власти» и «переоценке всех  ценностей». Дильтей трактует жизнь как поток культурно-исторически  обусловленных переживаний человека, подчеркивая ее сложность,  многогранность и противоречивость. Для Зиммеля жизнь в процессе  постоянного становления создает  культурно-исторические формы,  обреченные бесконечно рождаться,  поддерживая ее, и отмирать, становясь ее тормозом. Бергсон понимает жизнь как изначальный творческий порыв, некую космическую силу,  бесконечное становление, «творчество ради творчества». «Философия жизни» противопоставляет классическому рационализму и механистическому естествознанию идею жизни как  целостного творческого процесса, развития, становления. Познание этого процесса неподвластно омертвляющему, разлагающему все на составные части  аналитическому разуму. Иррациональная в своей основе, жизнь познается лишь внеинтеллектуально,  интуитивно, образно-символически. Наиболее адекватным средством познания жизни выступают  интуитивные основы творчества,  художественный образ, миф.  «Философия жизни» резко  противопоставляет рациональные и  интуитивные формы познания  (Ницше, Бергсон), время и  пространство (Бергсон, Шпенглер),  природу и историю (Дильтей,  Шпенглер).


12.01.2017; 19:39
хиты: 123
рейтинг:0
Гуманитарные науки
философия
для добавления комментариев необходимо авторизироваться.
  Copyright © 2013-2024. All Rights Reserved. помощь